Дом компании «Зингер» на Невском проспекте – знаменательное место в Санкт-Петербурге с любопытной историей. Этот величественный особняк с вычурными фасадами — один из самых узнаваемых в городе. Дом, построенный более ста лет назад, сочетает черты сразу нескольких архитектурных стилей, но в то же время считается ярчайшим примером модерна начала прошлого века.
Предыстория появления дома
На территории, которую в начале XX столетия приобретет И. Зингер, прежде находилось здание театра, где часто проводились комедийные представления. Деревянная постройка стояла на фундаменте из камня, дощатые стены были покрыты холстами, на стороне канала размещались два входа. В 1742–1743 гг. театр перестроили; в процессе принимал участие известный итальянский архитектор Ф. Растрелли. Спустя пять лет деревянное сооружение уничтожил пожар.
В 1777 г. его место заняла первая каменная постройка в стиле раннего классицизма, которая состояла из трех этажей. Её хозяином стал отец Иоанн Панфилов, настоятель Никольской церкви. После него имение перешло во владение семьи Бороздиных, а в 1820 г. — аптекарю Карлу Имзену, продававшему в свое время аналоги современных биоактивных добавок к пище. В этот период пристроили еще один этаж.
В дальнейшие годы дом сдавали в аренду частникам: тут располагались лавки с чаем, кофе, книгами, нотами и бакалейными товарами. В 1829 г. появился первый книжный магазинчик, в 1849 г. — фотоателье первого российского профессионального фотографа С. Левицкого. Здесь сохранилось множество фотопортретов известных людей — Гоголя, Герцена, Толстого и других.
Вскоре участком заинтересовался И. Зингер — владелец американской корпорации, производящей военную и бытовую технику. Прежде всего, этот производитель известен в России, благодаря своим знаменитым швейным машинкам.
Первый петербургский небоскреб
Интерес к русскому рынку компания «Зингер» проявили уже в 1860-е годах. С тех пор в течение 40 лет предприятие успешно продавало свою продукцию жителям Российской империи. А в начале XX века было решено построить в Санкт-Петербурге завод. В 1902 году заокеанские предприниматели приобрели участок на пересечении Невского проспекта и Екатерининского канала (ныне он носит имя Грибоедова). Планировалось создать огромную высотку, в которой разместился бы магазин и помещения для сдачи в аренду.
Архитектор Л. Ильин выступал против такого «соседства» с Казанским собором, однако император Николай II все же предоставил разрешение на строительство.
Возведение одного из красивейших произведений архитектуры Санкт-Петербурга началось в 1902 г. и закончилось в 1904 г. В роли архитектора выступил П. Ю. Сюзор — настоящий мастер эклектики и модерна. Благодаря ему, дом Зингера станет совершенно новым типом здания, который окажет влияние на дизайн будущих бизнес-центров.
В начале ХХ века общественные строения стремились оснащать объемным пространством, пускать внутрь много света, и при этом сохранять функциональность. Прибыль зависела от количества арендуемых помещений, а земля стоила дорого, поэтому баланс между простором и вместительностью достигался за счет многовысотности.
Для дома Зингера планировалось создать 11 этажей, но грандиозным планам мешали три причины:
Запрет на строительство зданий выше 23,5 метров в историческом центре города.
Доминанта не должна была перекрывать вид стоящих неподалеку храмов.
Болотистая почва Петербурга явилась бы весьма сложной основой для сооружения на ней высотки.
Спасти проект удалось благодаря смекалке Сюзора. Запланированные шесть этажей соответствовали регламенту, а седьмой решили обустроить как мансарду, сконструированную в арочной форме с опорой на железобетон. Дополняла конструкцию внушительная декоративная башня, также выгодно выделявшая здание среди прочих.
Отличительной чертой здания стало роскошное внешнее убранство. Блестящая нота — легкая башня-купол со стеклянным глобусом в вершине. Его диаметр составлял 2.8 м. Купол ярко выделялся на общем фоне, но вместе с тем не загораживал окружающие храмы. В нем были удачно сочтены черты выдающейся детали декора и своеобразного рекламного щита. Изнутри подавалось электричество, а наружную часть украшала надпись «Зингер и К⁰». Вечерами башня превращалась в неоновый шар, светящийся на фоне ночного города. Такое необычное зрелище радовало глаз прохожих.
«Первый русский небоскреб» решили выполнить в стиле модерн. Фасады покрывала облицовка из гранита разных цветов: два нижних этажа покрасили в красный, а те, что располагались выше — в серый. Внутри обустроили необычный дворик со стеклянной крышей и красочными стенами с отделкой из разноцветного глазурованного кирпича. В нижних этажах размещался магазин, в верхних швейные мастерские, а мансарду заняло российское отделение «Зингер».
Подход Сюзора можно назвать новаторским как с точки зрения искусства, так и с практической стороны. В декоре присутствуют элементы необарокко и ар-нуво, а в качестве основы впервые был взят металлический каркас (заимствованная техника строительства, как у небоскребов), заполненный кирпичной кладкой на цементе. Это позволило создать большие окна-витрины, во многом задающие раскрытый облик фасада. Монтаж балок выполнялся с помощью прогрессивной техники клепки.
Изначально архитектором назначили Эрнеста Флэгга
Сюзор активно интересовался техническими новинками своего времени. Трубы для водостока разместили в стенах, чтобы не портить изысканный вид фасадов. Дом оснастили новейшей системой вентиляции — камеры располагались в подвале, и воздух в помещении всегда был свежим и прохладным. Инновацией стала технология борьбы с сосульками — в зимнее время использовалась автоматическая система очистки снега с помощью горячего пара (в будущем этот механизм не нашел широкого применения).
Детали каркаса и чугунные литые батареи изготавливались на заводе Сан-Галли, а изделия из ковкой бронзы, ставшие не только изящным декором, но и техническим новшеством, в мастерской К. Винклера. Они служили оформлением фасада с наружной стороны.
Интерьер помещений производил не менее сильное впечатление — вверх стремился изящный изгиб двухпролетной лестницы, частично изготовленной из каррарского мрамора и известняка. Стены окутывала замысловатая золотая ковка вьющихся растений, криволинейный силуэт большого окна визуально расширял внутреннее пространство.
Компания «Зингер» планировала оснастить главный вестибюль четырьмя лифтами, однако Сюзор посчитал, что достаточно будет и двух. Вместо пожарной лестницы он спроектировал яркую барочную мраморную. Таким образом, дом Зингера сочетает в себе множество уникальных инженерных решений, спрятанных за своеобразной эстетикой искусства ар-нуво.
Необычное смешение стилей и символика
Стеклянный глобус на башне, олицетворяющий земной шар, стал символом глобального масштаба деятельности компании. Его поддерживает скульптурная композиция из бронзовых валькирий, плывущих на кораблях. По скандинавским легендам, именно эти девы решали исход сражения.
Вскоре на куполе поселился широко расправивший крылья орел. Скульптуру установили во времена Первой мировой войны, когда повсеместно наметилось антигерманское настроение, а корпорация «Зингер» часто ассоциировалась именно с бывшим врагом. Тогда в здании разместилось посольство США, а гордая хищная птица стала своеобразным символом американского имиджа.
Несмотря на превалирующие черты модерна, дом компании «Зингер» имеет особенности современного барокко. К последнему стилю относятся картуши, плывущие на рострах валькирии и замысловатые раковины. Растительные орнаменты, показывающиеся из-за листов ирисов головы драконов, маскароны, глазурь плитки отражают особенности модерна.
Площадь дома занимает более 7000 квадратных метров.
От барокко дом компании «Зингер» позаимствовал не только внешние черты, но и аллегорический подтекст. Одна из валькирий держит гарпун, символизирующий тяжелую промышленность, водную стихию и мудрость, побеждающую материальные и духовные грехи. В руках другой — веретено и швейная машинка. Они олицетворяли легкую промышленность, а также род занятий фирмы и непосредственно ее товар. Скульптуры создавались по моделям профессионалов этого ремесла А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. На фасаде разместили атрибуты бога торговли Меркурия: кадуцей — жезл, обвитый двумя змеями, и петаз — дорожную шляпу с крыльями.
Судьба постройки в советский период
В своем изначальном воплощении дом компании «Зингер» просуществовал всего 13 лет. После Октябрьской революции производство в России решили закрыть, а здание отдали «Петрогосиздату». Начиная с этих лет, оно претерпело множество перепланировок, некоторый декор был навсегда утрачен.
Два нижних этажа строения отвели для «Дома книги», а остальные для редакций журналов и газет. В декабре 1919 г. магазин открыли для покупателей. В течение двух лет именно он был центром книжной торговли, а 1923 г. стал ведущим в стране. Сюда часто приходили А. Толстой, О. Форш, С. Маршак (у которого здесь тоже было издательство), Д. Хармс, В. Маяковский и многие другие известные литературные деятели.
«Дом Книги» был для горожан не обычным магазином, а настоящим культурным центром. Здесь устраивались встречи читателей с авторами, проводились вечера поэзии и другие мероприятия.
В ноябре 1941 г., во времена Ленинградской блокады, совсем рядом с магазином упала бомба, и под воздействием взрывной волны разбились стекла. Тем не менее, сотрудники, заколотив окна, продолжили работать, несмотря на лютый мороз. Даже когда в здании прорвало трубы они не ушли — пока шел ремонт повреждений, на уличных лотках продолжалась торговля. По окончанию войны здесь провели реставрационные работы, и в 1948 г. магазин вновь начал функционировать в привычном режиме.
В 1949 г. был устроен праздничный базар, ставший традиционным мероприятием, на которое каждый год собирались читатели со всего СССР.
В 1965 г. строение сильно пострадало от обстрелов, и к концу XX века значительная его часть обветшала. В 1999 г. понадобились крупные ремонтные работы, в процессе которых заменили инженерные системы и различные коммуникации.
Что стало с домом компании «Зингер» сейчас
Старейший книжный магазин находится здесь по сей день. Некоторые этажи сдаются под офисы, и один из них занимают, например, сотрудники соцсети «ВКонтакте».
В 2000-х гг. власти города провели масштабную реконструкцию, еще больше подчеркнувшую черты модерна. Воссоздан каждый элемент декора, присутствовавший во внутреннем убранстве дома компании «Зингер» в XIX веке — венецианскую штукатурку стен (имитацию мрамора), мозаичный пол, дубовые рамы на окнах, массивные двери, декоративную ковку. Заменили облицовку, воссоздали кровлю из меди по сохранившимся чертежам и плитку во дворе. Орла, приютившегося на башне, отреставрировали, используя для воссоздания прежнего облика сохранившиеся фотографии.
Навесы расположили выше мансарды, и теперь каждый может посмотреть на уникальную технологию снеготаялок и глазурованную плитку. Примечательно, что она была заказана на тех же самых заводах, что работали и в XIX веке. Сплошное остекление надстроенных этажей, соседствующее с пятиэтажными полотнами плитки в атриумах, наполнило помещение еще большим, чем прежде, пространством и светом..
В фундамент было забито около 2500 свай, ставших надежным креплением и обеспечивших качественную гидроизоляцию. Прозрачный купол восстановили с использованием современных стеклопакетов. Сохраняя гармонию исторической отделки, добавили необходимые системы безопасности и комфорта. Появились дополнительные лестницы, а прежде существовавшая стала полностью мраморной; помещение оснастили современными лифтами.
На сегодняшний день «Дом книги» — крупнейший книжный магазин Санкт-Петербурга и один из самых больших в Европе. Здесь работает уютное кафе, из которого открывается невообразимый вид на Казанский собор. Помещение оформлено в соответствии с внутренним величественным убранством и не контрастирует с общей атмосферой.
В «Доме книги» на регулярной основе проводятся увлекательные экскурсии, на которых гид расскажет посетителям историю здания и проведет по великолепным помещениям с изысканными интерьерами. Самая волнительная часть — посещение смотровой площадки, находящейся у башни и открывающей захватывающую дух панораму. Внутрь самого купола посетителей не пускают. Конструкции сооружены с соответствующей техникой безопасности.