История одного исчезнувшего кинотеатра. В начале XX века торговый дом «А. Ханжонков и К°» выпускал более половины кинофильмов в России. Его владелец Александр Ханжонков решил построить для показа российских кинофильмов большой кинотеатр в Москве. Вероятно, эта идея родилась у Ханжонкова после того, как ему пришлось арендовать Большой зал Московской консерватории (!) для премьеры первого российского полнометражного фильма «Оборона Севастополя». Проект кинотеатра («электротеатра») был разработан в 1912 году архитектором А. А. Фольбаумом и техником В. И. Чебановым. Закладка кинотеатра состоялась на Триумфальной площади 1 (14) августа 1913 года, а уже 21 ноября (4 декабря) был открыт электротеатр «Пегас». На церемонии открытия зрителям была показана двухчасовая программа, состоящая из фрагментов кинофильмов торгового дома Ханжонкова, выпущенных в 1908—1913 годах, а также целиком — экранизация повести Николая Гоголя «Страшная месть». В конце была продемонстрирована картина «Торжество в Акционерном обществе», где зрители увидели самих себя в начале церемонии (на подготовку фильма ушло всего 2 часа).
Большое внимание было уделено музыкальному оформлению киносеансов: в распоряжении кинотеатра имелись «трёхтысячный рояль, лучший американский гармониум и симфонический оркестр в 35 человек под дирижёрством г-на Басова-Гольдберга, ученика знаменитого Никиша».
«Пегас» сразу стал одним из самых популярных кинотеатров Москвы. Здесь не только демонстрировались новейшие фильмы, но и устраивались кинопраздники, премьеры, презентации и другие торжества. В этих мероприятиях принимали участие пионеры российского кинематографа и первые кинозвёзды России: Александр Ханжонков, Вера Холодная, Иван Мозжухин, Василий Гончаров, Владислав Старевич, Пётр Чардынин, Вера Каралли, Витольд Полонский, Владимир Максимов и многие другие.
Старейший киновед и историк кино С. В. Комаров вспоминал: «Сюда, к Ханжонкову, шла «вся Москва», чтобы не только посмотреть новинки российского экрана, но и увидеть самый современный и «культурный синематограф», каким был «Пегас».»
Журнал «Кинотеатр и жизнь» в декабре 1913-го года писал:
«Новый кинотеатр, выдержанный в стиле итальянского ренессанса, бесспорно, один из лучших в Москве в архитектурном отношении. Зрительный зал имеет три яруса на 800 человек и самый большой в столице экран (9х6) метров.»
Электротеатр работал даже в страстную неделю, когда отменялись развлекательные мероприятия. В это время здесь демонстрировались образовательные и научно-популярные фильмы, в частности, о вреде пьянства.
После прихода советской власти.
В 1918 году, кинотеатр «Пегас» был национализирован и стал первым кинотеатром рабочих профсоюзов – «Горн». В 1920-е годы был переименован в «Межрабпром» и стал первым советским «фирменным» кинотеатром киностудии «Межрабпомфильм». В 1936 году кинотеатр был реконструирован по проекту Д. Н. Чечулина, после чего получил название «Москва». А в 1941 году приспособлен для показа безочкового стереоскопического кино (установка инженера С. П. Иванова).
В начале 1950-х годов, при реконструкции площади Маяковского, кинотеатр, по указанию высшего руководства страны был сохранён и встроен, с изменением фасада, в многоэтажное здание Министерства общего машиностроения. Таким образом, кинотеатр «Москва» стал первым и единственным в СССР и, вероятно, в мире встроенным в современное здание старым кинотеатром.
В 1991 году кинотеатр получил статус «Киновидеоцентра национальных кинематографий» и стал фестивальным центром и общедоступным домом-клубом кино, а также закрепил за собой новое название «Дом Ханжонкова».
В 1990-е годы более 80 % демонстрируемых в кинотеатре фильмов были российского производства, при 10-15 % в среднем по России. В 1999 году Министерством культуры кинотеатру был присвоен статус «Центра российской кинематографии», после чего там стали показывать только отечественное кино. «Дом Ханжонкова» был внесён в «Книгу рекордов Гиннесса» (1991) и «Книгу рекордов России» (1994) за наибольшее количество фильмов, показанных в течение года на одном экране.
По выражению кинообозревателя Лидии Андреевой, «Дом Ханжонкова» «являлся и своеобразным рекордсменом по разнообразию льгот, предоставляемым незащищённым и малоимущим слоям населения» (школьникам, студентам, инвалидам, пенсионерам, безработным, многодетным)[6]. Причём льготы действовали на всех сеансах и для всех фильмов, и распространялись также на членов всех творческих союзов. Для студентов ВГИКа, ГИТИСа и МГУКИ вход был бесплатным. По количеству благотворительных, бесплатных показов для неимущих кинотеатр также не имел аналогов. В период с 1991 по 2004 год таких сеансов было более 1000.
В «Доме Ханжонкова» впервые в России был применён принцип «мультиплекса», когда в течение дня показывались 5-6 различных фильмов. Регулярно проводились кинофестивали.
Печальный конец.
После того, как в середине 1950-х годов кинотеатр «Москва» был встроен в административное здание, он стал арендатором своего же исторического помещения, которое перешло на баланс Управления делами Совмина СССР. Во времена СССР арендная плата для кинотеатра составляла условные 100 рублей в год. Если во времена СССР такой, интегрированный в совминовский, имущественный статус давал кинотеатру преимущества (например, в виде регулярного ремонта общих коммуникаций и приоритетного благоустройства прилегающей территории), то в 1990—2000-е годы он оказался препятствием для назревшего к этому времени его капитального ремонта. Городские власти и Министерство культуры отвечали отказами на неоднократные обращения кинотеатра за помощью с ремонтом исторического здания, ссылаясь на возможные обвинения в нецелевом расходовании средств, вложенных в ремонт не принадлежащих им помещений.
В начале 2000-х годов к «Дому Ханжонкова» впервые в его истории стали предъявляться претензии имущественного характера. Новое руководство Управления делами Президента на баланс которого в середине 1990-х годов было переведено помещение «Дома Ханжонкова», в целях «повышения эффективности использования федерального имущества» одномоментно подняло кинотеатру арендную плату до сумм, которые «Дом Ханжонкова» смог бы заработать лишь за несколько лет.
В результате кинотеатр не смог выплачивать требуемые с него суммы арендной платы и к середине 2004 года оказался под угрозой закрытия. Не смог кинотеатр самостоятельно провести и масштабные ремонтные работы. Ходатайства и телеграммы в защиту «Дома Ханжонкова», содержащие также и просьбы о реставрации, в адрес президента России Владимира Путина направили тогда более 50 видных деятелей культуры. Несмотря на это, 29 декабря 2004 года кинотеатр был выселен и закрыт, а его здание больше не использовалось для кинопоказов. С целью приспособления для коммерческого использования единый архитектурный ансамбль, считавшийся уникальным образцом кинотеатрального зодчества Серебряного века, был разрушен. Для удобства сдачи помещений трём арендаторам, здание было разделено на три автономные части. При этом для увеличения коммерческих площадей были разрушены изначальные исторические интерьеры и атриум с парадной лестницей, пристроенные со стороны 1-й Брестской улицы по проекту Б. С. Мезенцева в ходе реконструкции 1950-х годов.