#дома #под_угрозой
Муром. Владимирская область. Улица Тимирязева, 3. Жилой дом Г.А. Шведова (М.А. Каратыгина), 1837–1840 годы.
Замечательный пример богатого купеческого особняка в стиле позднего классицизма является одним из наиболее значительных памятников жилой архитектуры этого времени не только в Муроме, но и во всей Владимирской области. Среди других муромских домов этого времени выделяется крупными размерами, представительным обликом и развитым декором.
Построен в 1837–1840 годах купцом Григорием Александровичем Шведовым, в 1836 купившим в Муроме полотняную фабрику, а в следующем году – участок земли неподалёку, где и был возведён дом. После смерти Г.А. Шведова его наследники разорились и в 1862 году продали дом купцу 3-й гильдии старообрядцу Максиму Афанасьевичу Каратыгину. После смерти в 1875 году Каратыгина его сын Иван Максимович до 1880 года сдавал дом для размещения реального училища, а затем – для штабов расквартированных в Муроме воинских частей. В 1890 дом куплен городской думой и продолжал использоваться для нужд военных. В советское время здание приспособлено под коммунальные квартиры.
Двухэтажный кирпичный дом, прежде венчавшийся вальмовой кровлей, вытянут вдоль улицы южным фасадом. Главный фасад в одиннадцать осей проёмов симметричен. Его средняя часть выделена портиком из шести ионических колонн, стоящих на аркаде первого этажа. Портик увенчан аттиком с щипцовым подвышением, прорезанным полукруглым чердачным окном. Уровень цоколя отмечен полкой, этажи разделены тонким белокаменным профилем, стены завершает неполный антаблемент с фризом, прежде покрытом лепниной, и дощатым карнизом на кронштейнах-модульонах (сохранился частично). Над ним – невысокий аттиковый ярус. Массивные устои портика покрыты французским рустом, замковые камни украшены резной лавровой ветвью. Колонны с капителями неканонического рисунка (что вообще характерно для муромский архитектуры) несут полный антаблемент.
Все окна прямоугольные. Проёмы первого этажа, близкие по форме к квадрату, имеют белокаменные подоконники, а те, что расположены по сторонам аркады, дополнительно акцентированы трёхчастными замковыми камнями. У более высоких окон второго этажа подоконники опираются на кубические кронштейны. Окна в портике заглублены в высокие арочные ниши с профилированными архивольтами и развитыми импостами; простенки между ними воспринимаются как широкие пилястры. На фланговых частях фасада среднее окно выделено профилированным рамочным наличником и прямым сандриком на кронштейнах и с щипцовым фронтоном. Окно в аттике украшено рустованным наличником.
Несмотря на руинированное состояние, дом до недавнего времени частично сохранял отделку интерьеров. Парадные комнаты второго этажа были украшены лепными фризами с гирляндами цветов и фруктов, а также опирающимися на модульоны карнизами с розетками и пальметтами. В других помещениях модульоны заменены мутулами с овальными розетками, а сам карниз дополнялся рядом иоников и мелких листочков. Дверные проёмы были декорированы сандриками на удлинённых кронштейнах. Под ними помещалась лепная композиция в виде фланкированного пышными завитками венка с лирой внутри.
С конца 20 века дом не используется и постепенно разрушается. К настоящему времени утрачены кровли и почти все перекрытия, имеются проломы в стенах, обрушились четыре колонны портика (фрагмент одной из них висит на остатках металлических связей), не сохранились сени, погибла значительная часть фасадного декора и вся отделка интерьеров.
Недавно дом обнесли забором и удалили растительность вокруг и на самом здании. Появилась надежда на то, что замечательный памятник будет наконец отреставрирован, но никакие восстановительные или хотя бы консервационные работы пока не начались.
Фото 1987 архив Свода памятников.
Фото 2014, 2016, 2024 Алексей Гриц.
#Владимирская_область #классицизм #руины #XIX