Небольшой одноэтажный особняк, расположенный в Гагаринском переулке неподалеку от Чертольского, успел обрасти легендами. Чаще всего их сюжеты связаны с «масонским прошлым» владельцев дома и «тайными собраниями» вольных каменщиков. Виной тому — символы над входом в здание. На самом же деле, если к ним внимательно присмотреться и знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.
Каменный дом был построен вскоре после пожара Москвы 1812 года и расширен в 1845 году. В 1895 году владение приобрел гражданский архитектор Н.Г. Фалеев, который на основе старого здания выстроил собственный особняк. В ядре дома были сохранены деревянные стены и перегородки, а в новых объемах построены кирпичные стены. Тогда же фасад приобрел существующий облик.
Автор дома и его владелец, Николай Григорьевич Фалеев, окончил Московское реальное училище, а затем Институт гражданских инженеров, получив соответствующее звание и за успехи в обучении был отмечен золотой медалью. Ему принадлежат реализованные проекты доходного дома Гагарина в Варсонофьевском переулке, Казенных винных складов на Волочаевской улице, Ермаковского технического училища на Пречистенской набережной, доходный дом Фалеевых в Милютинском переулке. Большинство его построек представляют собой образцы эклектики, то есть сочетают элементы различных стилей. Не стал исключением и дом в Гагаринском переулке: в нем есть черты ренессанса, ампира и даже некоторые барочные элементы. К последним принадлежат маленькие раковины над центральным и боковыми окнами. Углы дома украшены небольшими фигурками крылатых львов, над окнами расположен орнаментальный пояс в виде меандра, в котором можно разглядеть стилизованную свастику. Одновременно с домом была сооружена и ограда с решеткой, сохранившаяся до сегодняшнего дня.
Особое внимание привлекает композиция над входом: перекрещенные между собой треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль и канат. Все это нередко воспринимается как масонские символы, однако Фалеев этим хотел лишь показать свою принадлежность к гражданским инженерам. Переплетение данных инструментов было профессиональной эмблемой гражданских инженеров, официально утвержденной законами Российской империи. Еще несколько частных особняков архитекторов в Москве были украшены такими же символами, но сохранились они только в Гагаринском переулке. Справа от эмблемы на фасаде расположена розетка с двумя вертикальными перекладинами — это стилизованный номерной знак дома, № 11.
Владельцы и значимые персоны
После революции особняк был национализирован и перешел в ведение Народного комиссариата иностранных дел (НКИД), который стал использовать его в качестве «гостевого дома», предоставляя его зарубежным дипломатам и известным иностранцам. Официально особняк назывался «10-м домом Наркоминдела». Из постояльцев наиболее известен американский журналист Джон Рид, основавший Коммунистическую партию США, работавший в Коминтерне и создавший знаменитую книгу «10 дней, которые потрясли мир» — собственный взгляд на события Октябрьской революции в России. Здесь же Рид и умер, его прах был похоронен у Кремлевской стены.
Перестройка и реставрация
К 2000-м годам фасад здания пришел в неудовлетворительное состояние и начал местами осыпаться, возникла угроза потери архитектурного декора. В 2010–2011 годах дом был отреставрирован, сохранившиеся части лепнины укреплены, а утраченные воссозданы. При этом полностью сохранилась планировка дома и многие детали интерьеров: лепнина, изразцовые и калориферные печи, камин с чугунным литьем, наборный дубовый паркет, мозаичный мраморный пол. Особняк по-прежнему находится в ведении дипломатического ведомства, предполагается разместить здесь иностранное посольство.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Материал с портала «Узнай Москву»