Новокузнецкая улица, именовавшаяся до 7 мая 1922 года Кузнецкая, имеет такое название по имени черной Кузнецкой слободы, которую населяли кузнецы. Она и сейчас выделяется малоэтажной застройкой, характерной для архитектурного облика Замоскворечья. Это, как правило, одно- или двухэтажные дома камерного типа. Они очень притягательны и соразмерны спокойному стилю жизни обитателей улицы.
Один из таких домов, расположенный на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка, известен как дом Свешниковой. Елизавета Дмитриевна, жена известного коллекционера и мецената Ивана Петровича Свешникова, купца первой гильдии, уроженца и почетного гражданина города Переславля-Залесского. Являясь директором фирмы по торговле мехами и лесом, Иван Петрович был большим любителем живописи и увлекался коллекционированием картин русских художников. Он собрал обширную коллекцию из 287 картин и 56 произведений графики, в которую входили работы известных мастеров, таких как В.Поленов, К.Маковский, И.Левитан, Ф.Рубо и другие. После его смерти в 1910 году его супруга Елизавета Дмитриевна передала коллекцию в Румянцевский музей.
Строительство дома, о котором идет речь, было начато еще при жизни Ивана Петровича и закончено в 1913 году. Автором проекта являлся Сергей Флегонтович Воскресенский, работавший в стиле неоклассицизма и модерна. Он построил в Москве немало доходных домов и особняков. Но этот дом поражает своей камерность и, если можно так выразиться, уютностью. Дом, являясь угловым, имеет два фасада, решенные, преимущественно, в стиле неоклассицизма, характерного для архитектуры Москвы того времени. Главный фасад не имеет входа и украшен двумя небольшими полукруглыми фронтонами над верхним карнизом по краям. В центре поставлен изящный фигурный аттик с чердачным окном, обрамленный пилястрами. Два яруса окон первого и второго этажей украшены разными наличниками. На окнах первого этажа присутствуют элементы рустовки и навершие в виде замкового камня. Ярусы окон разделены поясом из филенок с растительным орнаментом, расположенных строго под окнами. Окна второго этажа по бокам обрамлены пилястрами и вверху заканчиваются сандриками с дентикулами. Верхняя часть окон имеет легкое изогнутое очертание, возможное отражение модерна.
Дом интересно смотрится с угла. Выразительность ему придают два дугообразных фронтона и повышенные аттики, оформляющие башнеобразное решение угла здания. В архитектуре этот прием увеличивает перспективное восприятие здания. Боковой фасад оформлен в таком же стиле и имеет входную дверь. Хорошо видна асимметрия фасада, в том числе, за счет заложенных позднее окон. Асимметрия характерна для модерна. К боковому фасаду примыкает столб контрофорсного вида, видимо ранее служивший одним из столбов въездных ворот во внутренний двор.
Этот дом Иван Петрович начинал строить для своей супруги Елизаветы Дмитриевны. У него был еще один дом в Трехсвятительском тупике в Яузкой части Москвы.
После революции картины из Румянцевского музея разъехались по различным провинциальным музеям. В том числе 45 картин в родной для И.П.Свешникова Переславль-Залесский.
Дом с тех пор перестраивался. В последние годы проведена реставрация, хорошо отделан фасад и детали. Здание является памятником регионального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»