#комуинтересно #прогулкипогороду
Лидваль компактный…
Самый известный мастер северного модерна в Петербурге — Федор Иванович Лидваль проектировал и строил в основном здания довольно внушительных размеров. Именно они принесли ему заслуженную славу и получили самые высокие оценки профессионального сообщества. Но, на самом деле, Федор Иванович не отказывался и от более «скромных» заказов. Тем более если речь шла о весьма уважаемых семействах столичной лютеранской общины, а если еще в добавок вопрос стоял о строительстве на престижной Моховой улице…
В 1886 году не очень широкий, но заметно вытянутый в глубину «участок с имевшимися строениями» на Моховой улице был приобретен на имя Ольги Ивановны Либих – урожденной Ольги-Марии Брейтигам. В общем и целом, в ту пору, Ольгу Ивановну можно было назвать дамой весьма и весьма состоятельной. Ее папенька – Иоганн-Гейнрих Брейтингам – владелец знаменитой экипажной (а позднее и автомобильной) фирмы «Ив.Брейтигам», который в свое время вместе с братом стал «эксклюзивным арендатором» Придворного экипажного заведения. Ее супруг — представитель тоже весьма известного в столице «медицинского» семейства Либихов – Александр-Иосиф Либих – статский советник и старший доктор по терапии Обуховской больницы. Одним словом, семейство Ольги Ивановны было и с достатком, и со связями…
Недвижимость на Моховой явно приобреталась Либихами в инвестиционных целях, поскольку сами супруги предпочитали жить в доме Брейтингама на Захарьевской. С течением времени несколько раз появлялись проекты перестройки и реконструкции имевшихся тут зданий, но далеко не все из этих проектов были реализованы на самом деле. Время для глобальных изменений на этом участке пришло только в 1905-м и на то имелись весьма серьезные причины.
В 1903-м в почтенном возрасте 76 лет скончался Александр-Иосиф Либих. Его вдова конечно не планировала покидать отчий дом, но, по неизвестным нам сегодня обстоятельствам, приняла решение о переселении на Моховую своего сына – Александра. Скорее всего именно по этой причине и появился проект радикальной перестройки старого лицевого корпуса в самой модной в ту пору стилистике. Приглашение в качестве архитектора именно Лидваля тоже думаю было далеко не случайным. В 1905-м Федор Иванович как раз заканчивал работу на одной из самых известных своих построек – внушительном доходном доме на Большой Конюшенной улице для Николая Адамовича Мельцера – представителя известнейшего в Петербурге семейства «поставщиков Императорского двора» (правда не его «архитектурно-мебельной» части, а части «бронзово-ламповой», но сути это не меняло). Несложно предположить, что семейство Брейтингам, в силу специфики своего бизнеса, довольно давно было прекрасно знакомо с семейством Мельцеров и его рекомендации были для Ольги Ивановны весьма значимым фактором. Впрочем и для самого Федора Ивановича возможные «советы» серьезного заказчика играли не последнюю роль.
В конечном итоге Лидваль создал по заказу вдовы Либих внешне довольно скромный, но практически безупречно стилистически выдержанный проект. Авторский «почерк» Федора Ивановича несложно заметить даже при первом взгляде на сдержанное и выверенное до мелочей оформление фасада. Не менее характерен и декор единственной парадной лестницы. Мраморные ступени с излюбленным «столбиком». Геометрический рисунок отделки и минималистическая лепнина, очень скромные типовые витражи и оригинальные лестничные ограждения «с колокольчиками». В качестве лестничных балок Лидваль обычно предпочитал использовать металл столичного производства, но в данном случае он почему-то решил использовать продукцию «Донецкого Общества железоделательного и сталелитейного производства в Дружкове», которое специализировалось в основном на железнодорожных поставках. Возможно это был его собственный выбор, а возможно и рекомендация… Продукцию указанного общества в Петербурге продвигала небезызвестная «Техническая контора Карла Шпана», которая занималась экспортом отечественного металла в Германию. Кроме того, Федор Иванович для данного проекта еще и самолично исполнил эскизы печей заказанных по этому случаю в Гельсингфорсе. Одним словом, Лидваль, даже в таком, относительно скромном здании, остался верен себе, дотошно проработав каждую деталь и создав очередную, удивительно гармоничную работу. Конечно, после перестройки, этот дом заметно диссонировал со своим «окружением», но Федор Иванович всегда ориентировался на самодостаточность, редко обращая внимание на все остальное.
Перестройка дома была полностью завершена в течение 1905-го. Александр Либих переехал сюда в 1907-м, хотя собственность осталась за его матушкой. Что было дальше сказать сложно, но уже в 1913-м Либих младший не числился более по этому адресу. Ольга Ивановна скончалась в 1914-м и ее недвижимость наследовала многочисленная родня по линии мужа сменившая и многолетнего управляющего домом Артура Адольфовича Томаса. Александра в числе наследников не было…. В конце 1916-го дом продали коммерции советнику Вургафту, который и стал последним собственником этого маленького шедевра большого мастера.
Такая вот история.