Дом Д.А. Ровинского

До середины XIX в. Трубниковский переулок назывался Кречетниковым. В 1860 г. дом здесь покупает юрист, коллекционер и библиофил Дмитрий Александрович Ровинский.

Увлекшись в юности собиранием западноевропейской и русской гравюры, Д. А. Ровинский первым среди отечественных коллекционеров обратил внимание на русский лубок.

В 1840-1850 гг. вместе с историком Забелиным он много путешествует по российской глубинке, собирая экспонаты для своей коллекции. В поисках источников сюжетов для их описаний Ровинский приобретает гравюры во время путешествий по Европе, Индии, Китаю, Японии, Северной Африке и Средней Азии. Его коллекция офортов Рембрандта была крупнейшим частным собранием в мире.

Ровинский выпустил несколько многотомных изданий, где представил и систематизировал не только свои экспонаты, но и редкости из других музейных коллекций. Им были изданы четырехтомный «Подробный словарь русских гравированных портретов» и девятитомное собрание лубочных изображений и текстов «Русские народные картинки». Последний труд, над которым Ровинский работал 25 лет, содержал 1782 иллюстрации и 2880 страниц описаний.

Кроме того, Д. А. Ровинский был видным юристом. Вместе с министром юстиции Д. Н. Замятниным он внес значительный вклад в развитие судебной реформы в России. В 1853 г. Ровинский был назначен Московским губернским прокурором, с 1866 г. занимал должность прокурора только что учрежденной Московской судебной палаты, а в 1868 г. стал председателем уголовного департамента судебной палаты. Свой завет судебным следователям в 1860 г. «Будьте прежде всего людьми, а потом уже чиновниками», он, по словам сенатора А. Ф. Кони, «осуществлял вполне наглядно на самом себе». Ровинский жил в соответствии со своими убеждениями, внешние отличия, чины и ордена его не занимали, был он человеком открытым, простым в общении, ироничным, с острым и наблюдательным умом. Умер Д. А. Ровинский в 1895 г. в Пруссии. Собрание офортов Рембрандта он завещал Эрмитажу, а коллекцию русских портретов, гравюр и народных картинок – Румянцевскому музею в Москве.

На участке, приобретенном Д. А. Ровинским, в 1860 г. располагался деревянный одноэтажный дом в стиле классицизма. Дом имел симметричную композицию с тремя арочными окнами и штукатурными пилястрами в центральной части, завершающейся мезонином с треугольным фронтоном. Арочные окна обрамляли наличники с полочкой и кронштейнами, боковые входы были фланкированы пилястрами.

После отъезда Ровинского на службу в Петербург при следующей владелице В. В. Румянцевой в 1875 г. к дому с юго-западной стороны была сделана пристройка с парадным входом. Центр фасада выделили пилястрами, в надстройках второго этажа устроили сдвоенные «венецианские» окна, а над венчающим карнизом – парапет с балясинами. Еще две двухэтажных пристройки к дому осуществили в 1883 и 1917 гг.

В каменном подвале, вход в который располагался со двора и из первого этажа дома, размещались кухня, хозяйственные службы и комнаты для прислуги. Планировка первого и второго этажей имела типовую для особняков середины XIX в. структуру с анфиладным расположением парадных комнат вдоль главного фасада.

В 1987 г. со двора пристроили г-образный объем, заложили парадный вход со стороны Трубниковского переулка, оформив его окном, разобрали исторические лестницы и печи. Во время реконструкции в 1990-х гг. весь фасадный декор, кроме пилястр, и большая часть оставшихся элементов интерьера были утрачены.

В 2016-2018 гг. здесь были проведены работы по реставрации фасадов и сохранившихся фрагментов декоративного оформления интерьеров, а также по восстановлению утраченной анфиладной планировки. По фотографиям в интерьерах воссозданы колонны ионического ордера, разделявшие большую и малую гостиные, потолочный лепной декор и печи.

Автор статьи: Ольга Яковлева

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?