Адольф Норбертович Зелигсон — московский архитектор и гражданский инженер польского происхождения. Он родился в Варшаве в 1867 году. Работал в Лодзи, Санкт-Петербурге, Париже (1906). А с 1907 — в Москве, где стал активно воплощать идеи и приемы нового искусства, прошедшие через призму французской школы.
В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо читаются приемы французского Ар Нуво.
Центром композиционного решения особняка являлся огромный двусветный холл с парадной лестницей, вокруг которого располагались остальные помещения. Всего в здании было три лестничных объема. Угловую часть первого парадного этажа занимали две гостиные овальной формы. Композиция главного фасада соответствовала внутренней планировке. Центральную часть фасада занимало окно с изысканным криволинейным рисунком. Тот же рисунок остекления повторяется на большом окне гостиной парадного фасада и двух окнах дворового фасада. Одновременно в композиции присутствовала характерная для модерна асимметрия. Главный вход дома расположен в левой части главного фасада и отмечен овальным окном в стиле модерн над дверным проемом с полукруглым завершением.
Завершением композиции этого французского дворца в миниатюре в проекте была высокая кровля с парапетом.
Кандидат коммерческих наук Герман Ефимович Бройдо и его супруга Анжелика Гастоновна специализировались на застройке участков особняками и доходными домами «под ключ» с последующей продажей. Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки.
На данном участке Зелигсоном, кроме особняка, расположенного по красной линии Денежного переулка, был спроектирован четырехэтажный доходный дом в глубине двора, фасады которого выполнены в едином стиле с главным домом, а также одноэтажный служебный корпус по западной границе владения, предназначенный для конюшни и каретного сарая (не сохранился).
В 1911 году владение было продано без внутренней отделки новому владельцу, так как предполагалось, что покупатель выполнит ее по своему вкусу. Строительство и отделка были завершены уже в 1912 году Викторином Яковлевичем Бурдаковым.
В главном доме, в 20 комнат, располагалась квартира домовладельца. Дом в глубине двора использовался как доходный.
В 1960-е годы при приспособлении особняка под посольство первоначальная планировка и убранство интерьеров были практически полностью утрачены. Но несмотря на изменения и утраты, здание остается одним из ярких образцов домов в стиле модерн Москвы.
Материал с портала «Узнай Москву»