Деревянная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в селе Долбута (позже — Долбенкино) известна с XVII века. Село получило такое название благодаря тому, что здесь был разбит один из вражеских отрядов татар. Кто и когда построил здесь церковь — неизвестно. Но в 1781 году на её месте в селе Долбенкино была устроена новая церковь. Иконостас этой церкви был поставлен только в 1784 году. Этот храм просуществовал до 1805 года. В 1804 году на средства помещика села Долбенкино князя Лобанова-Ростовского (представитель одного из древних российских родов) начато строительство небольшой каменной церкви, которое было окончено в мае 1805 года. В тоже время церковь была освящена во имя обновления храма Воскресения Христова. Церковь эта была небольшая, маловместительная и холодная. В 1844 году по ходатайству помещика князя Лобанова-Ростовского село Долбенкино было переименовано в «Лобаново». В 1897 году имение князя было приобретено супругами: Великим князем Сергеем Александровичем и княгиней Елизаветой Романовыми. Великий князь, губернатор Москвы вносил огромные средства на благотворительность. Благодаря его обширной благотворительной работе в 1897-1898 годах церковь в селе Лобаново расширена и капитально отремонтирована, сделана теплой. В Лобановской церкви хранилась древняя икона святителя Тихона Амафунтского. Икона эта чтилась и в окрестности Лобаново, ежегодно 16 июня с ней совершался крестный ход на колодезь, отстоящий от церкви на 5 верст (за деревнею Погарище) для освящения воды. В этот день издревле при церкви был небольшой базар, а с 1898 года открыта ярмарка. Во время революционных волнений 1905 года в усадьбе был разрушен только винный завод, а церковь — не пострадала. Храм Воскресения Словущего в деревне Долбенкино действовал до 1929 года. В этот черный год с него сорвали купола, разбили иконы, разграбили утварь и все церковное имущество. По свидетельству очевидцев, священник Феодор, служивший в храме, с супругой Софией и большим семейством был выселен из своего дома и увезен в город Орел. Местные жители рассказывают, что никого из тех, кто разорял храм, не осталось в живых. В советское время здание церкви пытались превратить в клуб. Но, когда организаторы попытались показать в нем кино, переделав алтарную перегородку в экран, из пробитой стены трапезной под кинобудкой (как раз у фрески Михаила Архангела) засверкали искры и посыпались на кинозрителей. После этого в «клуб» боялись заходить даже самые отчаянные жители. Здание храма определили под зернохранилище. Лишь в 1989 году с большим трудом храм начал отстраиваться. На средства прихожан и благотворителей были поставлены купола, повешены колокола, обустроен алтарь, отремонтированы полы, стены, окна. В 1992 году по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия местные верующие открыли церковь, был заново освящен престол. Последний раз церковь реставрировалась в 2000 году. До полного восстановления храма еще далеко. Нет средств на отопление и повторный ремонт наружных стен. С них уже снова начала обваливаться штукатурка и разрушаться кирпичная кладка. Но самой большой проблемой этой церкви является бездорожье. Многие верующие просто не в состоянии добраться до храма, так как церковь находится на крутом холме, под которым расположена пойма реки. Зимой дорогу к храму делают непроходимой снежные сугробы и гололед, в осенние месяцы и оттепели открывается распутица, а дорогу безжалостно разбивает современная тяжелая техника. Остается лишь несколько летних месяцев, когда храм становится доступным и наполняется радостной детворой и взрослыми, прихожанами, которые рады помолиться в родной любимой церкви. Но уже к 2010 году стараниями сельских жителей и, прежде всего, монахинь Епархиального женского монастыря во имя блаженной Ксении Петербургской, расположенного в селе Долбенкино, заканчивается реставрация фасадов, обустроено внутреннее убранство церкви, усыпана щебнем и укреплена дорога от монастыря к храму, оборудовано место под автостоянку у входа в храм. Не случайно сам Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон совершил 13 июня 2010 года божественную литургию в храме Воскресения Словущего, на которой присутствовали послушницы и настоятельница женского монастыря, паломники из города Орла, Московской и Курской областей, учащиеся и преподаватели сельских школ Малобобровского и Лубянского сельских поселений Дмитровского района Орловской области. В настоящее время церковь является действующей. По воскресным дням и большим церковным праздникам в ней проводятся богослужения.
Источники: Неделин В.М., Ромашов В.М. Архитектурные древности Орловщины. — Орел: Вешние воды, 1998. — 192 с., ил. Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1891 г. (стр. 230-231). Сайт «Город Орел в картинках»: http://www.orelvkartinkax.ru/ado_dmit.htm
На месте села Лобанова-Долбенкина, по преданию, была когда-то деревня Долбута, переименованная в село Долбенкино с устройством церкви. В 1844 г. по ходатайству местного помещика князя Лобанова-Ростовского село наименовано Лобановым.
Первоначально в Лобанове была церковь деревянная, небольшая, в честь Обновления храма Воскресения Христова, но когда и кем эта церковь устроена – неизвестно. В 1781 г. была устроена в селе Долбенкине новая церковь. Иконостас в этой церкви, по всей вероятности, был поставлен только в 1784 г. Этот храм существовал в Долбенкине до 1805 г.
В 1804 г. на средства помещика села князя Лобанова-Ростовского начато строительство небольшой каменной церкви и окончено в мае месяце 1805 г. В этом месяце она была освящена во имя Обновления храма Воскресения Христова. Церковь эта была небольшая, маловместительная и холодная. В 1897-98 гг. храм в селе Лобанове расширен и капитально отремонтирован, а из холодного сделан теплым.
В Лобановской церкви замечательна по древности икона святителя Тихона, епископа Амафунтского. Икона эта чтится в окрестности и с нею ежегодно 16 июня бывает крестный ход на колодезь, отстоящий от церкви в 5 верстах, за деревнею Погарищем.
Земли церковной 36 десятин. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. В приходе три школы: две земских и одна церковно-приходская. Общее число грамотных в приходе около 400 человек. Число дворов в приходе 322, душ муж. пола 1163, жен. пола 1173. Жители помимо земледелия заняты отхожим промыслом.
«Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. — Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.