В 1913 году архитектор И. Герман строит на углу Покровского бульвара и Большого Трехсвятительского переулка большой доходный дом в неоклассическом стиле для Юлии Тимофеевны Крестовниковой, дочери Марии Федоровны Морозовой и Тимофея Саввича Морозова.
Фасад дома с торжественным портиком выходит в переулок, на бульвар же смотрит менее парадный торцевой фасад и богато декорированный срезанный угол здания, оформленный массивным балконом третьего этажа, коринфскими колоннами, лепными панно и т. п. В обработке фасадов этой неоклассической постройки заметно стремление архитектора создать максимально репрезентативный облик дома с квартирами для зажиточных слоев населения. Интересно, что отдельные элементы декора перекликаются с декором дома Дурасова, расположенного напротив.
На месте части дома по Большому Трехсвятительскому переулку стояла известная в конце XIX века ночлежка «ляпинка», названная так по фамилии владельцев, купцов М. и Н. Ляпиных. Считается, что часть ее вошла в доходный дом. Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена показана на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А. К. Саврасов, который был запойным пьяницей. Считается, что он и умер в этой ночлежке. В декабре 1881 года ляпинский дом посетил Л. Н. Толстой. «Взойдя на гору, — писал он, — мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу все такие же люди». Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью «Так что же нам делать?», в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве.
Юлия Тимофеевна, которая жила прямо напротив ночлежки, много лет боролась с этой «язвой» в переулке, где почти все дома были в собственности у семьи Морозовых. Вообще Большой Трехсвятительский переулок можно было смело переименовать в Морозовский.
Автор статьи: Ирина Левина