Доходный дом с гостиницей Якова Михайловича Толстого на Арбате построен в 1904–1906 году архитектором Н.Г. Лазаревым. Это одна из первых работ известного московского архитектора Никиты Герасимовича Лазарева. Он происходил из известного рода московских армян Лазаревых; окончил в Санк-Петербурге Институт гражданских инженеров. Стал успешным предпринимателем-застройщиком, самостоятельно проектировал собственные доходные дома и доходные дома многих московских владельцев в начале XX века. Доходный дом Я.М. Толстого — это последняя в Москве гостиница, оформленная в стиле модерн. Дом построен симметрично с выделенными по фасаду центральным и двумя боковыми ризалитами, т.е. частью здания, выступающей за основную линию фасада и идущей во всю его высоту.
В 1912–1913 году в доме был надстроен еще один этаж, что немного его испортило. Центральный ризалит дома был подчеркнут небольшим куполом. При надстройке купол был утрачен, равно как и два боковых аттика (аттик — стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом).
Первый этаж с очень интересными криволинейными окнами, которые не дошли до наших дней, был спроектирован для магазинов. Окна четвертого этажа сверху целиком обрамляет орнамент из листьев каштана — характерный прием московского модерна. Замковый камень лестничного окна в центральном ризалите на уровне четвертого этажа украшен женской головкой. Сам ризалит заканчивается высоким аттиком с двумя вазонами и изящной гирляндой под карнизом. Боковые ризалиты отделаны балконами с затейливой ажурной ковкой. Каждый этаж имеет свое оформление верха оконных наличников, что создает очень интересную игру декора, который всегда любопытно разглядывать.
В этом доме жил Владимир Аполлонович Лосский — солист (бас) и режиссер Большого театра. Он начинал солистом Частной оперы С.И. Мамонтова, где был дублером Ф.И. Шаляпина в партии Мефистофиля в опере Гуно «Фауст». Много выступал в Киеве и Нижнем Новгороде. После революции в 1920-х годах был главным режиссером, руководителем художественной части оперной труппы Большого театра. На его счету 36 партий как исполнителя и 50 спектаклей как режиссера. Владимир Аполлонович много преподавал еще до революции в Одесской и Киевской консерваториях; после Великой Отечественной войны стал преподавать в Московской консерватории.
Автор статьи: Ирина Левина
Материал с портала «Узнай Москву»