Доходный дом С. П. Пенкиной

История владения известна с 1756 г., когда на плане впервые показано владение подпоручика Н. А. Шепотьева, которое тогда включало в себя два современных владения – 24 и 26. В 1773 г. оно числилось уже за ротмистром лейб-гвардии конного полка И. Г. Наумовым. В 1797 г. владение разделилось на два самостоятельных участка: современное владение 24 перешло к князю А. П. Оболенскому. В 1809 г. оно было куплено графом П. И. Кутайсовым.

При пожаре 1812 г. владение Кутайсова почти не пострадало. К 1821 г. участок представлял собой довольно плотно застроенный двор с главным каменным двухэтажным домом с центральным мезонином, каменными одно- и двухэтажными флигелями по линии Большой Никитской. В 1836 г. Кутайсов отдал это владение в приданое дочери Александре Павловне, вышедшей замуж за князя А. А. Голицына. Каменное двухэтажное строение, не выходящее на Никитскую улицу, использовалось под жилье хозяев, а остальные помещения сдавались внаем.

В 1873 г. владение Голицыной было куплено П. Н. Батюшковым, действительным тайным советником, русским историком и этнографом. Он был младшим единоутробным братом известного поэта К. Батюшкова. В 1846 г. он женился на единственной дочери Н. И. Кривцова Софье Николаевне и получил хорошее приданое. В 1870-е гг. супруги переезжают жить в Москву, поэтому и было куплено это владение. Помпей Николаевич был товарищем председателя Московского славянского комитета и вице-президентом Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя в Москве.

С левой стороны владения двухэтажный флигель в конце XIX в. сдавался внаем Императорскому филармоническому обществу под музыкально-драматическое училище. Училище имело два отделения: музыкальное и драматическое. В первом обучались певцы, инструменталисты, композиторы, музыкальные теоретики; а второе готовило артистов театров. В 1886 училище было приравнено к консерваториям Русского музыкального общества. В этом здании в училище обучались выдающийся контрабасист С. Кусевицкий, О. Л. Книппер (потом ставшая Чеховой), И. М. Москвин и другие артисты МХАТа.

У супругов Батюшковых не было детей, и они удочерили сиротку Софью. Она и унаследовала владение после их смерти. В 1905-1908 гг. жена коллежского советника С. П. Пенкина заказывает архитектору Б. М. Нилусу постройку большого доходного дома с магазинами на своем участке слева, вместо флигеля, где была школа, которая к тому времени съехала в Кисловские переулки.

Б. М. Нилус совместно с архитектором А. Ф. Мейснером возводит четырехэтажное здание в стиле модерн. Композиция дома трехчастная. Два боковых эркера украшены небольшими балконами с растительной лепниной и овальными окнами на последнем этаже. Через три окна от них центральную часть отделяют от боковых ризалитов еще два эркера. Средняя часть была украшена криволинейным аттиком с сюжетным рельефным панно. А боковые ризалиты оканчивались глубокими криволинейными козырьками. Сейчас, к сожалению, это все утрачено. Пластически богатый объем дома, увенчанный сложным «разорванным» карнизом на изящных кронштейнах и объединенный горизонтальной тягой на уровне четвертого этажа, привлекает внимание разнообразием своих деталей: здесь и надоконные модерновые панно «Колокольчики», и излюбленные этим стилем женские маски, и пластичные «текучие» формы балконов, сверкающая гладь стен, покрытых керамической плиткой, и выпуклых стекол, вариации рисунка оконных переплетов. В то же время венки и гирлянды, симметрия целого ‒ атрибуты грядущего неоклассицизма, который уже вытеснял тогда затейливый стиль ар-нуво. Второй этаж имеет большой балкон по всей ширине. В конце XX в. он прославился затейливыми домиками для голубей. И вся Москва называла его домом с голубями. Середина третьего этажа украшена чуть меньшим изящным балконом.

В 1910-е гг. дом покупает купец И. М. Юрасов, чей деревянный неоклассический дом до сих пор сохранился на Ленинградском проспекте, дом 5.

Часть своего декора дом потерял в середине 20-х гг. Его фасад упростился и стал ближе к неоклассике с элементами модерна, чем к чистому стилю модерн. Большие квартиры сделали коммунальными, а на первом этаже всегда находились магазины.

Автор статьи: Ирина Левина

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?