Ни для кого не секрет, что многие памятники архитектуры дореволюционного периода в наше время по прежнему находятся в ужасающем состоянии и подвержены угрозе полного разрушения. Одним из таких шедевров дореволюционной архитектуры Ростова-на-Дону является доходный дом наследников купца Максимова, прозванный среди ростовчан «домом с ангелами». В городе его очень любят и во время очередной незаконной попытки разрушить этот объект культурного наследия регионального значения многие ростовчане активно встали на его защиту, подобное противостояние продолжатся уже не один год.
По распространенной версии здание доходного дома было построено в конце XIX века по заказу богатых ростовских купцов Беньямина Григорьевича Кисина и Исаака Григорьевича Фроймовича. Однако в наше время становится известно все больше фактов относительного того, что доходный дом Кисина и Фроймовича на самом деле находился рядом, а это здание принадлежало наследникам купца Максимова. В пользу второй версии говорит то, что эта земля на самом деле принадлежала купцу Максимову и представляется маловероятным ее перепродажа в тот момент. Так это или иначе, но строитесь было завершено в 1899 году. Первоначально здание строилось по проекту выдающегося городского архитектора Николая Дорошенко, но в 1902 и 1910 годах оно было перестроего по проекту городского архитектора Дурбаха.
Вначале здание имело П-образную форму, его боковой фасад выходил переулок Газетный, но уже в годы Второй Мировой взрывом бомбы была уничтожена часть здания, которая выходила на Газетный переулок. Здание имеет богато декорированный фасад, при оформлении которого использовался штукатурный и лепной декор, характерный для периода перехода от эклектики к неоклассическому направлению стиля модерн. Симметрия фасада подчеркнута центральной раскреповкой увенчанной сложным аттиком и раскреповками с глубокими полуциркульными нишами в первом этаже. На первом этаже с двух сторон расположены боковые входы с двухъярусными Экседрами завершенными аттиками. Архитектурный облик здания определяет его многочисленный и разнообразный классицистический декор.
На верхних этажах окна обрамлены наличниками и контр наличниками. На втором этаже окна оформлены треугольными сандриками на декоративных кронштейнах, окна на третьем этаже имеют прямоугольные сандрики и декоративные замки. Окна в центре украшены десюдепортами. В нишах первого этажа над капителями пилястр помещены путти. Центральная часть фасада завершена профилированным карнизом с сухариками. К настоящему времени утрачены завершения аттиков крайних раскреповок. Дом имеет два передних парадных входа с деревянными резными дверями и лепными украшениями.
В доме есть четыре балкона, расположенные по бокам на втором и третьем этажах — по два на каждую половину. Двери из комнаты на балкон тоже были резные, кованые решетки балконов были сделаны в виде цветочного орнамента. Балконы утоплены вглубь дома, создавая открытое пространство с нависающим потолком и боковыми стенами. Потолок над балконами третьего этажа имеет вид свода и первоначально был расписан темно-синей краской и серебряными звездами, изображая небесный свод.
Внутри дом был декорирован, полы в подъездах были вымощены бело-голубой кафельной плиткой. Перила имели металлическую узорную решетку с цветочным орнаментом, ступени лестниц были из серого мрамора. Потолки в комнатах были также украшены лепниной. Стены соединялись с потолком с плавным переходом в линию лепного подкрашенного цветочного орнамента. В каждой комнате был свой орнамент. Часть комнат имела стилизованные подсолнухи, в других были виноградные лозы, цветы и гирлянды. К сожалению, за годы советской власти все внутреннее убранство было варварским образом уничтожено.
Под домом находятся вместительные подвалы. В них ранее были склады товаров для магазинов, торгующих в самом здании, а также склады других торговцев Ростова-на-Дону.
До прихода советской власти на первом этаже дома размещались магазины готового платья, над ними был квартиры, которые снимали ростовские врачи, адвокаты, инженеры. Известность получил жилец дома, доктор Гурари Фабиан Натанович, который лечил кожные и внутренние болезни рентгеновскими лучами. У него дома был кабинет с рентгеновской установкой, что было в то время редкостью.
Часть здания занимали дешевые квартиры, к которым был отдельный вход со двора. С внутреннего двора были пристроены террасы с наружными лестницами.
После захвата города большевиками на первом этаже по-прежнему работал продуктовый магазин, который стал носить имя Анастаса Микояна. В другой части дома размещалось адресное бюро, которое писатели Ильф и Петров прославили в романе «Двенадцать стульев». В эту контору, судя по роману, в поисках инженера Брунса, перебравшегося в Баку с купленными стульями, заходил отец Федор. Позднее адресное бюро под названием Ростгорсправка стало занимать полностью первый этаж. Это учреждение работало там до конца 1990-х годов. Большие комнаты после революции были разделены дополнительными стенами, созданы новые комнаты, куда заселили больше жильцов. В 20-е годы, в коридоре дома и в комнате швейцара ночевали беспризорники. Сам дом сильно пострадал и быстро обветшал.
В настоящее время здание находится в ужасном состоянии, в последнее время первый этаж занимает промтоварный магазин, а на верхних этажах остались три квартиры. Его не раз пытались снести, во время Чемпионата Мира оно было завешено баннером. В прошлом году ростовчане организовывали компании в защиту старинного здания, которые позвали «домом с ангелами» и добились снятия баннера. Благодаря активности местных жителей правительство города обратила внимание на ситуацию и предложило создать в здании музей. Таким образом предполагается расселение оставшихся людей и реставрация здания.