#комуинтересно #прогулкипогороду
Самый большой…
О домах, принадлежавших большому семейству известных кирпичных фабрикантов Захаровых и самых ярких перипетиях их семейной истории, я уже писал не раз. Повторять эту историю опять особого смысла нет и данный текст будет наверное просто коротким дополнением к ранее сказанному…
Самым известным, предприимчивым и состоятельным представителем «кирпичного клана» безусловно был потомственный почетный гражданин и коммерции советник Михаил Васильевич Захаров – создатель и владелец своеобразного «вертикального холдинга», в котором было и производство кирпича, и строительные подряды, и собственная доходная недвижимость. Наиболее активный период его инвестиции в недвижимость пришелся на короткий отрезок времени с 1899-го по 1903-й. И в этом, стремительном по тем временам, процессе был один весьма характерный нюанс…
Как известно, Михаил Васильевич предпочитал в качестве объектов для своих вложений постройку или перестройку достаточно компактных зданий в стилистике помпезной поздней эклектики с элементами входившего в моду модерна. Все это явно было рассчитано на ограниченное число достаточно состоятельных арендаторов. Реализацией замыслов Захарова занимался служивший в техническо-строительном комитете МВД гражданский инженер Петр Николаевич Батуев. Хотя в начале…
В 1899-м Михаил Васильевич приобрел под доходную застройку весьма внушительный участок на Преображенской улице между Басковым и Виленским переулками. Большой пятиэтажный доходный дом по его заказу на этом месте строил опытный и плодовитый архитектор Леон Вильгельмович Богусский. Внешне это, пусть и не слишком помпезная, но вполне добротная поздняя эклектика с традиционно выделенным фасадным декором третьего этажа. Правда с весьма угрюмыми, на мой взгляд, бородатыми маскаронами (скорее всего, это было оригинальное пожелание заказчика)… Широкие входные двери, просторный холл парадной с обилием лепных украшений и далее… Размашистые лестничные пролеты с ограждениями уже тяготеющими к модерну, оригинальные двери квартир и, конечно, совсем уже модерновые витражи. При этом, остальной лепной декор вполне себе продолжает традиции эклектики… Все это вместе, пусть и в более концентрированном виде, будет очень характерным и для других доходных домов Захарова. Вплоть до откровенного копирования. И тут возникает вопрос. Если не знать, чей это проект, то при первом взгляде на парадную очень хочется назвать автором Петра Николаевича Батуева, который будет использовать такие решения для построек для Михаила Васильевича несколько раз. Работы Богусского и Батуева по времени практически совпадают. Богусский завершал отделку дома в 1901-м, когда Батуев делал сразу два проекта для Захарова, причем один из них практически за углом этого здания. И надо отметить, что «внешне» компактные работы Батуева выглядели значительно интереснее, а «внутренне» очень похожи…Трудно сказать, кто тут был действительно автором, а кто подражателем, но интересно, что в этом доме, с момента его «сдачи в эксплуатацию» и вплоть до продажи другому владельцу, жил именно Петр Николаевич…
В общем и целом сей дом был самым большим проектом Захарова ориентированным на разные категории арендаторов. Но, судя по всему, с точки зрения Михаила Васильевича, инвестиций не оправдывал. В 1908-м он принял решение надстроить здание еще на один этаж, но эти планы не реализовал, поскольку нашел выгодного покупателя. В 1909-м эту недвижимость он продал Обществу Владикавказской железной дороги. Впрочем, стоящий за углом в Басковом переулке более компактный и небольшой дом перестроенный по проекту Батуева, он сохранил за собой. В конечном итоге, его стратегия ориентации на ограниченную «целевую аудиторию», а не на масштаб вполне себя оправдала. Захаров был очень хорошими предпринимателем… А самый большой дом так и остался для него своеобразным экспериментом, четко определившим наиболее привлекательные решения, которые он и использовал в дельнейшем с максимальной выгодой.
Такая вот история.