История доходных домов в Москве восходит к концу XVIII века. И первым доходным домом считается дом на улице Ильинке (сегодня строения 8 и 10), возведенный в период между 1785-1790 гг. по проекту Матвея Казакова. Широкое распространение в столице доходные дома получили в 70-е годы девятнадцатого столетия. А настоящий бум их строительства в Москве начался с конца 90-х годов и продолжался до начала войны 1914 года. Это время появления и расцвета в Москве архитектурного стиля модерн, который впитал в себя различные европейские школы. Например, в Австрии доминирующим объектом в архитектуре модерна становится тип многоквартирного доходного дома с магазинами на первом этаже.
Вот и в архитектуре этого прекрасного дома автор Иван Павлович Машков выразил основные принципы модерна и, в частности, Венского Сецессиона. Общими принципами построения и отделки здания являются асимметрия фасада, разнофактурность его отделки, включающая майоликовое панно, керамические фризы, лепной декор, применение металла в оформлении балконных решеток, козырьков, ворот арки, эркеров, фланкирующих главный фасад.
Пятиэтажное здание построено в форме каре с внутренним двором и несколькими корпусами. Для лучшего обозрения дома со стороны узкого Кузнецкого моста здание было отодвинуто вглубь от красной линии застройки улицы.
Первое и сильное впечатление производит фигурный аттик с помещенным на нем майоликовым панно, изображающим высоко парящую птицу сокол над морским пейзажем. Автором мозаики является Николай Николаевич Сапунов. Все керамические работы выполнялись на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево», известном своими масштабными изделиями для находящейся недалеко гостиницы «Метрополь».
Само панно — трехчастное, разделено лопатками, переходящими вверху в тумбообразные устои с металлическим навершием, которые, возможно первоначально были позолоченными. Такой прием, а также облицовка фасада майоликой, были применены мастером австрийского модерна Отто Вагнером в ряде его построек, в частности, известном «Майоликовом доме» на улице Линке Винцейле.
Помимо основного панно дом украшен керамическими фризами, как бы «нанизывающими» на себя окна четвертого и пятого этажей. Рельефные изразцы «рыбки» выполнены по эскизу Михаила Врубеля.
Рельефность и пластику придают дому характерные для модерна далеко выступающие козырьки, эркеры и балконы. Как правило, сдаваемое жилье с комнатой-эркером считалось самым престижным.
Отдельная тема это металлическое обрамление, используемое для украшения фасада дома. Здесь мы видим применение кованых изделий в ограждении балконов, элементов парапетной решетки на крыше, элегантно поддерживающих фигурный аттик, изящный изгиб козырька над балконом на тройных изящных металлических консолях.
Хотелось бы сказать о некоторых утраченных архитектурных деталях фасадного оформления дома, которые были потеряны при перестройках 1930-1970 гг. Полностью исчезла кованая парапетная решетка вдоль всего карниза дома, а также рельефное обрамление над фигурным карнизом аттика. Из-за этого он выглядит несколько простоватым и незавершенным. Есть и другие утраты, которые хорошо видны в проекте, подписанном автором Иваном Машковым.
В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Большого театра Ю.Ф. Файер, актриса театра и кино Е.Н. Гоголева, оперная певица Е.И. Збруева.
На первом этаже располагались итальянское издательство и читальня под вывеской «Данте Алигиери», торговый дом «Шерер Набгольц и К», представлявший различные фотографические услуги, был здесь и богато отделанный ресторан. С 1960-х годов по сегодняшний день часть здания занимает ГК «Моспроект-3». В целом, сейчас после недавней реставрации зданию придан вид того времени. Доходный дом М.В.Сокол является памятником архитектуры регионального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Материал с портала «Узнай Москву»