Доходный дом построен в 1901 году по заказу М. Н. Чижиковой, жены титулярного советника. По документам автор проекта – архитектор А. Л. Чижиков, родственник владелицы дома. Но про этого архитектора никаких данных больше нет. Есть версия, что дом спроектировал знаменитый Густав Гельрих, а подпись Чижикова – юридическая формальность.
Дом построен в стиле венского модерна и изначально был четырёхэтажным. Фасад дома симметричен, по центру дом имеет вертикальное окно высотой в три этажа, освещающее парадную лестницу. По бокам имеются двухэтажные эркеры, сверху, на уровне четвёртого этажа завершающиеся балконами. Изначально фасад дома завершался сильно вынесенным карнизом, поддерживаемым декоративными металлическими кронштейнами. По краям над эркерами карниз прерывался и уступал место двум симметричным аттикам, поднимающимся выше уровня крыши. Дом надстроен тремя этажами в 1940 году. Под местом, где находился карниз, в самой части стены четвёртого этажа, сохранилась отделка керамической плиткой (кабанчиком), в виде сетки. Увы, эта глазурованная плитка бирюзового цвета в 2011 году была закрашена цветом фасада. Из керамического декора сохранились панно на эркерах между вторым и третьим этажами с объёмными изображениями листьев и цветов. В остальных частях фасада простенки между этажами (окнами) украшены геометризированным цветочным орнаментом (цветы в квадратах и кругах), через которые проходит тройная полоска с прямыми углами. Сохранились подлинные металлические детали в стиле модерн: витьеватый козырёк над входом в парадный подъезд и ограждения балконов четвёртого этажа.
При надстройке 1940 года балконы на новых верхних этажах выполнили по мотивам изначальных. Сохранилась деревянная столярка интересного рисунка: окошко над главным входом и рамы полукруглого балконного окна четвёртого этажа (слева). Из утрат помимо карниза: богатый керамический фриз с повторяющимся рисунком между третьим и четвёртым этажами, деревянная дверь главного входа и почти все квартирные оконные рамы, кроме квартиры на первом этаже (слева от входа). Ещё сохранился советский знак Осоавиахима (общества содействия авиационной и химической обороне) над входным козырьком. Знак типовой, с рельефным изображением символики общества и с надписью «Крепим оборону СССР».
Большой интерес представляет интерьер доходного дома. Во-первых, оформление подъезда. Сохранилась подлинная напольная метлахская плитка, кованная решётка ограждения парадной лестницы. Почти на всех лестничных площадках сохранились подлинные двери в квартиры. Каждая из них украшена богатым дессюдепортом (панно, расположенное над дверным проёмом, в данном случае резное деревянное). В нескольких квартирах сохранились подлинные камины, украшенные абрамцевской керамикой (изготовленной на заводе в Бутырках). Причём на каждом этаже камины имеют индивидуальный декор, они все разные.
Теперь об известных жителях этого дома. В 1900-е годы здесь снимал квартиру Валентинов Валентин Петрович — либреттист, композитор, режиссёр, антрепренёр и артист расположенного неподалёку (на Триумафальной площади) театра Омон (в сталинские годы перестроен в концертный зал Чайковского). В 1903 году одну из квартир снимал ещё один актёр, представитель известной актёрской династии Садовский Пров Михайлович (младший). После революции в доме жил авиаконструктор Григорович Дмитрий Павлович. На 2018 год большая часть дома остаётся жилой, один этаж занимают офисы, и часть первого этажа – Центральная городская молодёжная библиотека имени М. А. Светлова.
Автор статьи: Александр Иванов
Материал с портала «Узнай Москву»