#комуинтересно #прогулкипогороду
Идеальный Лидваль
На мой взгляд самые замечательные работы в стилистике «северного модерна» Федор Иванович Лидваль создал на Каменностровском проспекте. Первую – доходный дом для своей матушки Иды Бальтазаровны – в его начале, а фактически последнюю, идеально «выдержанную в стиле» — почти в самом его конце. При этом, если первая «проба пера» замечательного мастера была скорее смелым экспериментом, буквально переполненным оригинальными стилистическими деталями, то «финальный аккорд» стал выверенным до мелочей практически эталонным образцом сочетания максимальной функциональности с деликатными декоративными изысками. Именно тут авторский почерк не вызывает сомнений в принципе. Это создал Лидваль.
Владельцем участка и заказчиком строительства доходного дома в непосредственной близости от роскошных дач Каменного острова был весьма состоятельный инженер-мостостроитель, потомственный почетный гражданин Артур Федорович Циммерман. В Петербург Артур Федорович с семейством перебрался из Гомеля в 1906-м. Тогда же был заказан проект и утвержден Городской управой уже в июне этого года.
Почему Циммерман, при всем разнообразии выбора той поры, богатой на архитектурные таланты, обратился именно к Федору Ивановичу, сейчас сказать сложно. Скорее всего, тут главную роль играли рекомендации и весьма обширные связи Артура Федоровича в профессиональной среде. Впрочем, Лидваль был достаточно известен благодаря своим оригинальным работам и именно в этот период уже входил в число законодателей столичной «архитектурной моды». Как бы то ни было похоже инженер и архитектор, нашли, прекрасно поняли и оценили друг друга.
Изначально проект предусматривал застройку всего участка на углу Каменноостровского и Вологодской улицы по периметру. Но, скорее всего, исходя из реальных финансовых возможностей заказчика, в 1907-м был построен только относительно небольшой и компактный пятиэтажный «на полуподвалах» дом г-образного профиля увенчанный угловым куполом (увы утраченным в относительно недавнем прошлом). Впрочем, не смотря на все объективные ограничения, а возможно и благодаря им, Федор Иванович создал продуманную до мелочей и удивительно камерную «архитектурную композицию». Оригинальные «модерновые объемы» со всеми характерными стилистическими деталями очень аккуратно вписались в границы участка. При этом, здание, отодвинутое от красной линии проспекта, получило еще и свой небольшой палисадник, более напоминавший о близости дачной местности, чем о каменной строгости городских кварталов. Отделка фасада точно выверенным контрастным сочетанием камня, керамики и штукатурки – идеальный вариант использования излюбленной «техники» Лидваля. Присутствие непременной декоративный лепнины сведено к минимуму, что усиливает внимание к разнообразным «формам и линиям». А вот их можно рассматривать долго, не взирая на кажущуюся «скромность». Только одних окон специалисты в конечном итоге насчитали тут более двух десятков различных видов. В парадных Федор Иванович тоже остался верен уже ранее найденному «собственному рецепту» — максимально рациональное использование пространства в сочетании с очень скромным изящным авторским декором и хорошим естественным освещением. Абсолютно функциональный подход сохранен тут и в вопросе размещения собственно жилых помещений.
В доме располагалось ограниченное число квартир «среднего класса» — от 5 до 7 комнат, хотя по уровню комфорта и технического оснащения в то время они вполне могли дать фору более «просторным и дорогим» вариантам столичного жилья. При всем разнообразии творческого арсенала, мне кажется, что именно в этом проекте Лидваль использовал возможность в полной мере воплотить в жизнь собственное понимание и видение «северного модерна» и…пошел дальше. Федору Ивановичу еще предстояло создать некое очень самобытное сочетание модерна и неоклассики, которое принесет ему уже безусловное признание и авторитет. Но это конечно другая тема, в которой, правда, не очень сложно обнаружить отголоски именно этой…
Интересно, что на конкурсе лучших фасадов Городской думы в 1907-м Лидваль и Циммерман получили почетный диплом, хотя на этом же конкурсе Федор Иванович получил еще и серебряную медаль за более раннюю работу – известный дом Мельцера на Большой Конюшенной.
В конечном итоге этот дом был таки достроен до первоначально запланированного «замкнутого периметра». Правда только в 1913-м. Работы вел сотрудник Лидваля — Андрей Федорович Нидермейер, который дотошно воспроизвел все детали и особенности проекта Федора Ивановича с небольшими конструктивными вариациями, которые диктовались новыми условиями. Завершение проекта скорее всего стало отражением деловых успехов Артура Федоровича Циммермана. Правда за этим фасадом благополучия скрывалась и настоящая драма. Любимая супруга Циммермана – Евгения Петровна – была серьезно больна. Когда началась первая мировая, все четыре сына четы Циммерман ушли на фронт. Супруги не покидали Петербурга, но дела с болезнью Евгении Петровны становились все хуже и она скоропостижно скончалась весной 1916-го. Артур Федорович очень тяжело переживал эту трагедию и сам дожил только до конца 1917-го года.
Такая вот история.