Трёхэтажный доходный дом составляет единое целое с соседним шестиэтажным домом, числящимся по адресу Вознесенский переулок, дом 12, корпус 1. Оба дома имеют общий дизайн фасада – смесь модерна и неоклассицизма. В основу правой трёхэтажной секции входит двухэтажный дом 1871 года, построенный по заказу Н. З. Захарова.
Захаров служил юристом, в те времена говорили — присяжным стряпчим. Он был крёстным отцом и опекуном братьев Владимира и Анатолия Дурова, ставших известными циркачами и дрессировщиками (вспоминаем театр Зверей имени Дурова). Братья ещё в детстве остались без родителей, и именно здесь, во время проживания у их крёстного Захарова, они обнаружили у себя акробатические способности. На карманные деньги, выданные опекуном, братья приглашали тренеров-акробатов, которые учили Дуровых разным трюкам. Занятия проходили в дворовом сарае, в котором поставили трапеции и протянули канаты. Захарову это жутко не нравилось, и он постоянно выгонял этих учителей, отправлял братьев на «исправление» к их бабушке во Вдовий дом на Кудринской площади. Но братья в своей жизни не видели ничего кроме цирка и вскоре оказались на сцене.
За 40 лет здание перестраивалось три раза: сначала в 1884 году переделали фасад в стиле эклектики по проекту архитектора А. П. Белоярцева, потом в 1902 году надстроили третий этаж по проекту Н. К. Жукова. И, наконец, в 1911 году дом объединили с соседним и перестроили по проекту мастерской И. С. Кузнецова уже в окончательном виде, который дошёл до нашего времени.
Основная тема фасада – ритм вертикальных полос. Первые — штукатурные полосы с окнами и квадратными вставками с лепниной, изображающей растительный декор. Между ними – вертикальные полосы, отделанные глазурованной керамической плиткой (кабанчиком). Сверху под карнизом – фриз, намекающий на основы классицизма. Но здесь трактовка вольная, прошедшая через призму модерна – чередующиеся триглифы (три сгруппированные вертикальных полоски) и метопы (здесь в их роли кружочки) расставлены очень далеко друг от друга.
Особый интерес представляет сохранившаяся подлинная деревянная дверь в стиле модерн, с гнутыми элементами. Дом асимметричен, парадный подъезд расположен с левого края здания. Над дверью эффектное лепное панно, изображающее завивающиеся в сложный узор полоски. В начале ХХ века дом принадлежал Льву Иосифовичу Гурвичу. Гурвич – потомственный почётный гражданин и успешный предприниматель: председатель правления Международного промышленного и торгового банка, член правления торгово-мануфактурного товарищества «Г. С. Понизовский» в Москве, член Акционерного общества домовладельцев и домостроителей, член правления Покровской мануфактуры в Иваново-Вознесенске, член правления механических заводов братьев Бромлей. После революции Лев Гурвич эмигрировал в Берлин, где и скончался в 1923 году. Похоронен на еврейском кладбище в Вайсензе.
Сын Льва – поэт Савелий Гурвич, известный под псевдонимом Савва Затон, ещё до революции уехал в Швейцарию, в Лозанну, где умер в возрасте 25 лет в 1918 году.
Автор статьи: Александр Иванов
Материал с портала «Узнай Москву»