Доходный дом Иоффа в Санкт-Петербурге
Возведенный в 1913-1914 годах по проекту архитектора А.Л. Лишневского дом был пятиэтажным (не считая двуярусной башенки) и отличался богатым убранством. Два нижних этажа были отведены под торговлю и имели большиe витринныe окна. Три верхних этажа и башенка украшены пилястрами, колоннами и скульптурными изображениями возлежащих обнаженных женских фигур, опирающихся на вазы. Венецианские окна третьего этажа имеют полукруглые, открывающиеся внутрь фрамуги. Стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. На четвертом этаже сандрики в виде треугольных фронтонов, опирающихся на кронштейны, в углублении сандриков — что-то похожее на изображение птицы. В сандриках над эркерами размещены увитые змеями кадуцеи Гермеса.
В доме предполагалось устроить всего шесть квартир — по две на каждом из верхних трех этажей. В каждой квартире — по семь комнат плюс кухня, помещение для прислуги и подсобные помещения. Арендная плата за год пользования этими шикарными апартаментами составляла весьма значительную сумму в четыре тысячи рублей в год. Сам Иофф с женой Хавой Гиршовной и шестью дочерьми (Эстер-Хасей, Марией, Ольгой, Аделаидой, Зинаидой и Софией) проживал на пятом этаже. На четвертом жил банкир, личный почетный гражданин купец Янкель-Арон Голант. А на третьем жила хозяйка ателье модных дамских нарядов Людвига Блоске.
На нижних этажах, согласно имеющимся сведениям, находились нотный магазин Николая Адамсона, акционерное общество «Сименс-Шуккерт», занимавшееся электротехникой и “автомобильный салон” некоего Александра Шапиро; вход в него был с торца, где теперь театральная касса. Там же находилась контора торгового дома бакалейных и колониальных товаров «Г.И. Марьяновский и сыновья». Сам купец Григорий (Герш) Марьяновский жил здесь же; его сын, Марк (Нафтали-Меир) Марьяновский (1890-1945) после революции переехал в Ригу и стал известным латвийским композитором.
Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иоффа привлекает особое внимание туристов, перекликаясь с расположенным недалеко Владимирским собором. Пять сторон башенки перекликаются с пятью углами перекрестка, на который она выходит, как и пять этажей дома. В башенке, по первоначальному проекту, предполагалась устроить часы. Однако вместо их циферблатов были сделаны лишь пять круглых окон-люкарен, выходящих на разные стороны башенки.