Это домовладение образовалось довольно поздно, в 1825 году, выделившись из крупной усадьбы, принадлежавшей до войны 1812 года семье Соковниных, а еще ранее семье Бестужевых-Рюминых. Застройка включала в себя двухэтажный классический каменный дом, сад и пару служебных помещений, и практически не менялась на протяжении века.
Изменения случились в 1903 году, когда у мещанина Федора Стрельцова владение выкупило Московское Торгово-строительное акционерное общество. Эта крупная домостроительная фирма с основным капиталом в 1 млн. рублей была основана в 1899 году Я. А. Рекком и И. И. Зейфертом. Процентные бумаги были распределены между 16 акционерами, представлявшими четыре семьи. В руках Рекка сосредоточилось 640 акций номинальной стоимостью 160 тыс. рублей.
Компания создавалась, как записано в уставе, «для приобретения, постройки, перестройки и эксплуатации преимущественно в Москве и ее окрестностях домов с целью предоставления больших жизненных удобств, а также для производства всякого рода строительных материалов и торговли ими». Рекк, будучи директором-распорядителем, поставил себе цель украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». Именно поэтому компания сотрудничала с известными московскими архитекторами С. В. Шервудом, В. Ф. Валькотом, Л. Н. Кекушевым, И. А. Фоминым, Г. А. Гельрихом.
Старая застройка была незамедлительно снесена, а на ее месте вырос 5-6-ти этажный доходный дом по проекту архитектора Л.Н. Кекушева. В 1906 году дом был продан петербургскому купцу И.П. Исакову и под именем владельца вошел в историю архитектуры начала ХХ в., как один из интереснейших образцов стиля модерн.
Классическая трехчастная композиция (боковые оси — эркеры, а центр — лоджия с балконами) трактована тут в стиле модерн, с присущими ему динамичностью и скульптурной выразительностью. Лепной декор придает верхнему этажу вид декоративного фриза, в центре которого помещено круглое слуховое окно в обрамлении двух женских фигур. Они держат в руках книгу и факел, символизируя собой просвещение. Завершает фасад мощный выступающий карниз криволинейной формы. Первоначально на кровле размещалась скульптура, теперь она утрачена. Примечательно, что оконные переплеты в каждом этаже имеют свой рисунок. Боковые фасады дома проработаны меньше, а фасады, выходящие во дворики, и вовсе не имеют декора. Парадная лестница расположена в центре здания, разделяя его на две части, которые смещены по отношению друг к другу на пол-этажа, что позволили использовать все лестничные площадки для входов в квартиры, а также возвести в задней части дома дополнительный шестой этаж. Пространство лестничного холла освещалось стеклянным фонарем с ажурными переплетами.
Иван Павлович Исаков владел домом до революции, с 1925 года здесь было жилищное товарищество и проживало 365 человек. Сейчас это жилой дом, имеющий статус объекта культурного наследия федерального значения, с весьма дорогими квартирами.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Материал с портала «Узнай Москву»