Информация о здании
Улицу Ильинку иногда называют Московским Сити (наряду с улицей Кузнецкий мост) – по обилию в этом районе зданий банков и коммерческих кредитных учреждений. Правая (четная) сторона Ильинки от Кремля в основном застроена под руководством архитектора Б.В.Фрейденберга — им были выстроены Московский Купеческий банк (№ 8), Московский Торговый банк Найденова (№ 10), и Доходный дом Купеческого общества. Исключение в этом ряду – владение № 12, занятое комплексом Доходного дома Серпуховского городского кредитного общества, окончательный облик которого сложился к 1904 г. под руководством выдающегося архитектора Р.И.Клейна.
Здание расположено в старейшем после Кремля историческом районе Москвы и включает в себя части достаточно старой исторической застройки. Наиболее ранние части существующего комплекса Серпуховского общества, по-видимому, относятся к различным периодам XVIII в., когда участок принадлежал семье известного сподвижника Петра I сбежавшего от турецкого гнета молдавского господаря Д.Кантемира. Территория усадьбы Кантемиров в основном совпадала с территорией участка Серпуховского общества, части застройки усадьбы Кантемиров располагались по периметру участка.
В 1760е гг. участок перешел к купцу И.Г.Хрящеву. В1780е гг. при его сыне П.И.Хрящеве застройка усадьбы Кантемиров по Ильинке была реконструирована под руководством выдающегося архитектора М.Ф.Казакова со строительством одного из первых в Москве доходных домов с лавками в первом этаже.
В 1838 г. владельцем участка стал серпуховской «текстильный магнат» В.И.Варгин. Его наследник племянник Д.Варгин передал участок Серпуховскому городскому кредитному обществу, которое для осуществления реконструкции застройки участка обратилось к Р.И.Клейну. Р.И.Клейн самостоятельно работал в Москве с середины 1880х гг., исторически получилось так, что его первыми заказчиками стали известные купеческие старообрядческие семьи Хлудовых и Морозовых. По-видимому, через них же Р.И.Клейн получил заказ от Серпуховского общества, поскольку элита купечества Серпухова традиционно относилась к старообрядчеству, включая известную семью Коншиных, заказы которых Р.И.Клейн выполнял даже в Серпухове.
Р.И.Клейн реконструировал комплекс Серпуховского общества в несколько этапов.
В 1888 г. архитектором был подготовлен проект, согласно которому комплекс Серпуховского городского общества должен был представлять архитектурную композицию соседнего здания Московского Торгового банка архитектора Б.В.Фрейденберга (№ 10) с огромными двойными «флорентийскими» окнами.
В 1904 г. Р.И.Клейн выполнил несколько новых вариантов реконструкции комплекса Серпуховского городского общества, один из которых был принят за основу проведения работ, но при строительстве так же подвергся переработке, так что существующее здание в деталях достаточно существенно отличается от утвержденного проекта, сохранившегося в Архиве г. Москвы.
В результате проведенных строительных работ при достаточно значительной высоте здания Серпуховское общество приобрело облик, отчасти напоминающий замки Франции XVI – XVII вв. Р.И.Клейн, проходивший стажировку в Париже в мастерской знаменитого архитектора Ш.Гарнье, обращался в своем творчестве к этой архитектурной типологии (лучший пример – дом чайных фабрикантов Высоцких в переулке Огородная слобода). Достаточно значительную по размерам композицию фасада Серпуховского общества по Ильинке эффектно оживляют приближенные к краям фасада нависающие двухъярусные эркеры под фронтонами в стиле французского барокко со скатами в виде валют и с картушами в центре (на месте замковых камней) из таких же валют и пальмет.
Эркеры обрамляют необычайно эффектную композицию в центре фасада – тройную аркаду огромных «витринных» окон. Витринные окна разделяют медальоны с очень важным элементом оформления фасада – это профили крылатых чудовищ грифонов – обереги сокровищ — богатств, хранившихся в здании.
Витринные окна соответствуют главному помещению здания – Операционному залу, который счастливо сохранил первоначальное художественное оформление и является одним из выдающихся примеров русского интерьерного дизайна начала ХХ в. Операционный зал Серпуховского общества разбит четырьмя коринфскими колоннами (на высоких постаментах) на девять ячеек, над колоннами перекинуты опорные арки, возникшие ячейки зала перекрыты низкими куполами на парусах. Купола расписаны под античные орнаменты с фигурами и сценами известным декоратором начала ХХ в. художником И.Нивинским (много работавшим, в частности, с И.В.Жолтовским – в оформлении Павильона Скакового общества на улице Скаковая аллея и Дома Тарасовых на Спиридоновке).
С 1918 г. после переезда в Москву Правительства большевиков здание Серпуховского общества занимают учреждения Правительства СССР – РФ. Об этом напоминают символические рельефные эмблемы на эркерах с изображением серпа и молота.
Реставрация
В 2018–2019 гг. была выполнена реставрация главного помещения дома – операционного зала Серпуховского кредитного общества. Реставраторы убрали все поздние элементы отделки, принадлежавшие советскому периоду. Восстановили штукатурное основание и исторический цвет стен зала. Раскрыли и отреставрировали первоначальные полы из метлахской плитки. Из мрамора были воссозданы утраченные пьедесталы четырех коринфских колонн, делящих пространство зала на девять частей. Отреставрированы лотковые своды потолка с подпружными арками, украшенные акантовыми листьями, покрытыми сусальным золотом.
В ходе работ была отреставрирована монументальная живопись потолочного плафона, выполненная на холстах и штукатурке. Автор росписи – художник Игнатий Нивинский – воплотил в жизнь задумку Клейна в виде античных сюжетов, исполненных с мотивами помпейской живописи.
Сохранившиеся в зале исторические латунные люстры, а также латунные накладки на металлические окна были отреставрированы в мастерских и возвращены на свои места.
На конкурсе Правительства Москвы «Московская реставрация – 2019» объект был отмечен за лучшую организацию и за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.
Автор статьи: Сергей Сергеев
Материал с портала «Узнай Москву»