В конце 19 века в Москве начинается массовое строительство доходных домов.
Дело в том, что бурное развитие промышленности способствовало притоку в большие города (в первую очередь, в Москву и Санкт-Петербург) разных категорий населения. Приезжали рабочие (после отмены крепостного права тысячи крестьян оказались в городах в поисках работы), служащие, студенты. И всем надо было где-то жить. Покупать жилье часто было нецелесообразно и дорого, а вот найти временное, но приличное пристанище хотели очень многие. В свою очередь, строить большие дома для сдачи в аренду оказалось выгодно. Хозяева ветшающих московских особняков продавали землю предприимчивым и более обеспеченным согражданам. Или затевали сами на принадлежащих им участках строительство модных домов. По тем временем – многоэтажных, то есть обычно трех- или четырехэтажных. В начале 20 века доходные дома активно строили не только частные лица, но и акционерные общества или крупные предприятия.
Доходный дом на Малой Полянке (ул. Малая Полянка, дом 7, стр. 5) был построен в 1914 году. Хозяевами старинной усадьбы и земли, на которой был возведено четырехэтажное здание, были представители известной текстильной купеческой династии Хлудовых. Поэтому и дом получил название доходного дома Хлудовых. Место было тихое, спокойное. Колокольный звон множества окрестных церквей по праздникам ублажал слух здешних обитателей. Создать будущий доходный дом был приглашен потомственный московский архитектор Владимир Владимирович Шервуд, автор нескольких доходных домов в центре Москвы, поклонник модерна и провозвестник грядущего конструктивизма. Дом получился красивый: не очень привычный для московских домов того времени красный кирпич, ассиметричный фасад, эффектно выступающий вперед «эркер» лестничных пролетов. Здание было оснащено самыми современными новшествами – электричеством, лифтом, водопроводом и даже канализацией. Из кухонь был обязательный отдельный вход/выход для прислуги.
Подвальное помещение, куда вела отдельная дверь, было в распоряжении обслуживающего персонала: дворника, консьержа, уборщиков. Однако спокойная, сытая жизнь новых жильцов доходного дома Хлудовых продлилась всего три года – до Октябрьской революции. После революции престижные, с высокими потолками, просторные – трех- и четырехкомнатные квартиры превратились в коммунальные. В каждой комнате поселилась семья. Народу в доме заметно прибавилось. А в 1940-е годы дом надстроили еще двумя этажами, и он стал шестиэтажным. Правда, жилыми были и остаются пять этажей, так как первый этаж в жилом подъезде находится практически на уровне второго этажа и к квартирам и к лифту надо подниматься от двери подъезда по довольно высокой лестнице. А в 1990-е годы, хотя и не без сложностей, коммунальные квартиры были расселены.
В доме снова воцарился дух «буржуазности», благополучия, покоя. Впрочем, дополненный и духом творческим. В 1990 году коллекционер и арт-менеджер Марат Гельман открыл тут «подвальную» галерею. Точнее творческое пространство, где более 10 лет устраивались художественные выставки, проходили концерты, встречи, дискуссии.
Доходный дом Хлудовых известен и тем, что с 1915 года и до отъезда в 1922 году в эмиграцию, в квартире номер 7 жил великий русский писатель Иван Шмелев. Свои главные произведения, такие как «Солнце Мертвых», «Лето Господне» (роман-гимн столько любимому, сказочному Замоскворечью времен его детства ), он создал позже, живя уже во Франции. Однако именно в этом доме Шмелев обдумывал и писал рассказы и очерки, вошедшие в сборники «Лик скрытый», «Карусель», «Суровые дни», повесть «Как это было».
Автор статьи: Maria Makarushkina
Материал с портала «Узнай Москву»