Дата открытия, История появления
Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время были отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В. Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В. Никифоровой. В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е. Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И. Жерихова.
Владельцы и значимые персоны
10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П. Александрову и вдове сына статского советника В.В. Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как «дом Бройдо».
Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П. Александров и В.В. Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.
Описание
В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М. Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.
Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С. Пушкина, Н.В .Гоголя, Л.Н. Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.
Считается, что барельеф Л.Н. Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С. Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.
Перестройка и реставрация
На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.
В 2018 году доходный дом Г.Е. Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу «.
Материал с портала «Узнай Москву»