Доходный дом Барышникова

В 1897-м году большой участок на Николаевской улице под строительство собственного доходного дома приобрел выходец из крестьян Псковской губернии и столичный купец 2-й гильдии Александр Яковлевич Барышников. Проект строительства солидного домовладения был заказан одному из самых известных и популярных столичных архитекторов того времени – Василию Васильевичу Шаубу. Дом был построен за два года, но внешность его работу Шауба уже напоминала весьма и весьма отдалено…

В ту пору Василий Васильевич был чрезвычайно загружен заказами, коих вел одновременно более десятка. Были среди этих заказов и весьма солидные, на фоне которых «купеческий дом» на Николаевской явно был проходным и не подразумевал каких-то особых творческих усилий. Конечно Шауб был ответственным человеком и престиж известного имени «архитектурного семейства» всегда поддерживал на должном уровне. Разработанный им проект был достаточно прост и рационален. Основная масса из пятнадцати квартир «лицевого корпуса» – среднего уровня доходности – шестикомнатные. Пять менее престижных — из трех комнат. Первый этаж занимали торговые площади четырех магазинов. Второй предназначался для коммерческая аренды. Весь третий – квартира для большого семейства владельца (у Александра Яковлевича и его супруги Пелагеи Александровны было 10 детей). «Прямоугольный периметр» замыкал весьма просторный по петербургским меркам двор. Проект фасада был выполнен в стилистике наиболее распространенной тогда эклектики без особых изысков. Работы по строительству шли медленно, но в точном соответствии с проектом. Через год, скорее всего по личной просьбе заказчика, «для приобретения практических навыков» к работам привлекли старшего сына Барышникова – Александра, который только только закончил обучение в Институте инженеров путей сообщения. Ему было поручено проведение необходимых расчетов, но, в конечном итоге, расчетами дело не ограничилось…

Александру Александровичу Барышникову тогда исполнился 21 год и он страстно увлекался, как и многие его сверстники, новейшими тенденциями в архитектуре. Европейские специализированные журналы были очень популярны в среде молодых российских инженеров и начинающих архитекторов, а работы австрийца Отто Вагнер воспринимались «новым поколением» как эталон современного зодчества. И Барышников-младший, впервые в жизни привлеченный к практической архитектурной работе, сразу решил предложить собственный «вариант отцовского дома». Конечно, полностью изменить проект именитого Шауба он не мог. Просто не имел для этого опыта, навыков и практических знаний. А вот «декоративный облик» постройки он мог изменить вполне. И изменил.

Эклектика фасада была полностью заменена различными элементами из «арсенала»венского сецессиона и характерными «растительными» мотивами. Даже традиционные «купеческие» кадуцеи были вплетены в эту «растительность». Декор парадных тоже был полностью переделан наполнившись «плавными изгибами форм» и модерной «флорой и фауной». При этом, стоит отметить, что Александр Александрович сам неплохо рисовал и создавал собственные оригинальные эскизы каждой декоративной мелочи. Воплощали их в жизнь конечно другие люди. Допустим кованные ограждения — «В.Путилов и сыновья», а забавных лягушек на «травленом стекле» — «К.Бъерклунд и Ко». Впрочем декоративные росписи Барышников делал сам. С момента перехода к отделочным работам он уже фактически полностью руководил проектом, а позднее достаточно подробно описал его в самом известном отечественном профессиональном журнале «Зодчий». Дом, пусть и чисто внешне, стал одним из первых образцов «декадентской архитектуры» в столице. Но как на все это, даже при очень большой любви в сыну, согласился почтенный гостинодворский торговец Александр Яковлевич? Думаю ответ тут надо искать в самом «бизнесе» Барышникова-старшего.

Вообще Александр Яковлевич был человеком для своего сословия достаточно образованным. В родной Псковской губернии он окончил гимназию и уездное училище. В Петербург перебрался в 1873-м вслед за братом Петром, который торговал в столице мануфактурой. При этом, собственная его «торговая специализация» была несколько иной. Барышников-старший стал торговать в собственной лавке в Гостином дворе… «лентами и кружевами». Такой товар безусловно требовал от Александра Яковлевича очень внимательного отношения к самым последним модам, свободной ориентации в главных заграничных «трендах» и конечно собственного хорошего вкуса. И «бизнес» его рос достаточно успешно, занимая новые помещения под лавки и складские площади в «торговом сердце» столицы. Зная все это, вполне логично предположить, что смелые новации сына достаточно легко нашли понимание у очень чуткого к «модной конъюнктуре» отца. Так получилось, что торговец кружевами оценил достоинства и потенциал архитектурного модерна гораздо ранее опытного зодчего — Василия Васильевича Шауба, который рассмотрит привлекательность нового стиля значительно позднее.

Первый архитектурный опыт Александра Александровича Барышникова наверное стал одним из самых ярких событий в бурной, не очень последовательной и разнообразной карьере дипломированного инженера. Его первым местом работы было Управление водных и шоссейных сообщений и торговых портов, где он занимался строительством различных технических сооружений. Правда уже в 1905-м он оставил службу и с головой ушел в «общественную работу» в Городской Думе, Городской управе, а в конченом итоге и в качестве депутата Государственной думы. После февральской революции он успел побывать во Временном правительстве и комиссаром, и министром. При таких «зигзагах биографии» собственно гражданских архитектурных проектов он сумел реализовать довольно мало. Самым большим проектом, по мимо отцовского дома, стал жилой комплекс Петербургской купеческой управы на Троицкой улице, а самым оригинальным – «Дом с ангелом» в Павловске, который Александр Александрович построил для своих двоюродных братьев Петра и Павла Петровичей.

А дом на Николаевской все это время жил своей жизнью. В начале прошлого века его облюбовали различные представители творческих профессий. Была тут и школа балетного искусства, и Императорское русское театральное общество, и знаменитое издательство «Шиповник». Большая семья Барышниковых тоже свое место жительства не меняла. Александр Яковлевич скончался в 1915-м. Александр Александрович, ранее живший с семьей в Гатчине, в 1916-й перебрался обратно в «отчий дом». После революции Барышниковых «уплотнили» до двух комнат в собственной квартире. Александр Александрович постоянно находился под угрозой ареста, но свой первый дом покидать отказывался. Он умер скоропостижно в 1924-м на 47-м году жизни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?