Художник Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ называл себя «странствующим энтузиастом». Это образное сравнение можно объяснить как перипетиями его жизненного пути, так и его творческим кредо, во главу угла которого никогда не ставился коммерческий расчет.
Уроженец Новгорода, Добужинский окончил гимназию в Вильне, учился живописи в Германии и Венгрии, окончил университет и как художник состоялся в Санкт-Петербурге, «единственном и самом фантастическом городе в мире».
В молодости он много путешествовал по Европе. Странствия продолжились и после того, как 1 декабря 1924 года Добужинский с семьей навсегда покинул и город на Неве, который «всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного» навсегда вошел в душу художника, и Россию. В прошлом остались «исключительно счастливая и неповторимая атмосфера» «Мира искусства», активная и востребованная работа в области книжной графики, сотрудничество с К. С. Станиславским и Московским Художественным театром…
Первой остановкой Добужинского на чужбине стал прибалтийский край. Большую роль в этом его выборе сыграл давний знакомый поэт Ю. К. Балтрушайтис, ставший в начале 1920-х полномочным представителем Литвы в России. Дело в том, что у В. П. Добужинского, отца художника, были литовские корни, и Балтрушайтис предложил его талантливому сыну принять участие в культурном строительстве на родине предков. Дипломат помог оформить и все необходимые документы. К слову, также при содействии Балтрушайтиса ранее за границу уехали К. Д. Бальмонт и Б. К. Зайцев.
С этого времени достижения Добужинского оказались связанными в основном с театральным искусством. Из Риги, а затем из Каунаса, где художник занимался сценографией в Литовском государственном театре, он совершил немало творческих поездок по Европе: от Эстонии до Германии, от Дании до Франции.
В 1938 году по приглашению актера и режиссера М. А. Чехова Добужинский выехал в Лондон для работы в его школе-театре. Через год он с труппой театра перебрался в США.
Его «необычайно искреннее искусство вполне свидетельствует об искренности и душевной правдивости художника», — писал о Добужинском А. Н. Бенуа. — Что же касается не художника, а человека Добужинского, то он несомненно принадлежит к разряду наилучших и наипленительных. Беседа с ним создает всегда то редкое и чудесное ощущение уюта и какого-то лада, которое мне представляется особенно ценным и которое всегда свидетельствует о подлинном прекраснодушии. Добужинский — человек с прекрасной светлой душой!»
За три десятилетия жизни за пределами России художник оформил спектакли более чем на пятидесяти сценических площадках двадцати стран мира. А список постановок с его участием включил в себя свыше семидесяти названий. Лучшие из них — это русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Тангейзер» Р. Вагнера.
©Кира Чащина
На фото: М. В. Добужинский (справа) и М. А. Чехов.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 14.05.2023