9 января 1930 г. во владимирской газете «Призыв» было сообщение, что церковь в с. Добрынском постановили закрыть под склад. 23 ноября 1940 г. в том же «Призыве» писали, что в 1939 г. закрыли «2-й корпус» церкви в с. Добрынском (половина храма была закрыта еще в 1931 г.) и стали использовать все здание под школу и склад.
Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 25, 109.
Протокол № 137 Заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области от 14.05. 1934 года.
§ 8/4.
СЛУШАЛИ: Постановление Президиума Владимирского Райисполкома от 23/III – 1933 года о ликвидации Преображенской церкви летней и зимней в с. Добрынинском Добрынинского сельсовета Владимирского района.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что здание Преображенской церкви разделено на два отдельных помещения летнее и зимнее и, что преобладающее большинство населения с. Добрынинского — колхозники высказались на собрании и в количестве 320 человек дали подписи за ликвидацию одного из молитвенных помещений с переоборудованием его под зернохранилище колхоза за свой счет, — ходатайство колхоза «Свободный труд» о передаче ему половины здания указанной церкви под зернохранилище удовлетворить, предложив Владимирскому Райисполкому перезаключить с общиной верующих договор в соответствии с настоящим решением.
Предложить Владимирскому Райисполкому настоящее постановление провести и соблюдением ст. ст. 36, 37 и 40 указанного постановления ВЦИК и СНК.
ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 389. Л. 4 об.
Село Добрынское на реке Нерли находится в 15 верстах от г. Владимира. В первой половине XVI ст. село Добрынское с деревнями вел. князем Московским Василием Ивановичем пожаловано было Суздальскому епископу Геннадию; в 1578 г. жалованная грамота была подтверждена царем Иоанном Васильевичем Грозным, а в 1584 г. – царем Федором Иоанновичем, в 1599 г. — царем Борисом Годуновым, в 1606 г. – царем Василием Шуйским, в 1617 и 1622 гг. – царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом. Во владении Суздальских епископов Добрынское оставалось до упразднения церковных вотчин, а затем перешло в ведомство гос. имуществ.
О существовании церкви в XVI ст. можно предположить по жалованной грамоте 1578 г., где Добрынское называется селом. В патриарших окладных книгах под 1676 г. значится «церковь Преображенье Спасово в селе Добрынском». В 1698 г. выдан был сюда на старый престол новый антиминс.
В 1808 г. вместо существовавшей тогда деревянной церкви была построена каменная, а в 1856 г. к ней пристроена трапеза. Колокольня при церкви каменная, время построения ее неизвестно. Престолов в церкви три: в холодной – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой – во имя Честного и Животворящего Креста Господня и во имя Введения во храм Преосвященной Богородицы. Над престолом в холодной церкви устроена сень.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Плана и межевой книги на землю нет. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание они получают от служб, треб, хлебного сбора и земли – всего около 800 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.
Приход состоит из села Добрынского и деревни Доржева, в коих по клировым ведомостям числится 759 душ муж. пола и 849 жен. В приходе есть народное училище, открыто в 1867 г.; содержится на средства земства и помещается в особом доме при церкви.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.
Когда в первый раз в Добрынском была выстроена церковь, исторические сведения умалчивают. Вероятнее всего, она была сооружена в ХVI веке, так как в жалованной грамоте 1578 года Добрынское названо селом. Существование церкви в кон. ХVII века подтверждается записью в патриарших окладных книгах, где под 7184 (1676) годом значится прибылой в патриаршую область из Суздальской епархии архиепископа Стефана «церковь Преображенье Спасово в селе Добрынском». Дани с нее тогда положено было: «3 рубля, заезда гривна». В 7206 (1698) году был выдан сюда на старый престол новый антиминс. В 1746 году церковь платила дани 3 рубля 40 копеек.
В 1808 году вместо существовавшей деревянной обветшавшей церкви на средства прихожан и благотворителей была построена довольно больших размеров кирпичная церковь типа восьмерик на четверике. Обширная четырёхстолпная трапезная с Крестовоздвиженским и Введенским приделами, сооружённая в 1856 году, соединяет основной объём с четырёхъярусной колокольней, выстроенной в стиле классицизм (время возведения этой колокольни источники не указывают). Престолов в церкви три: в холодной — в честь Преображения Господня, в тёплой трапезной были устроены приделы: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Воздвижения Креста Господня. Над престолом в основном храме на средства благотворителей была устроена великолепно выполненная сень.
Стоит сказать, что в ХIХ веке село Добрынское славилось искусными каменщиками и кровельщиками. Они-то и выполнили все основные работы по возведению сельской святыни. В труде историков В. Г. Добронравова и В. Д. Березина «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», увидевшего свет в 1893 году, мы находим интересные данные о местном храме: «Земли при церкви усадебной около 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание они получали от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли — всего около 800 руб в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоял из села Добрынского и деревни Доржева (в 2-х верстах от церкви), в которых по клировым ведомостям числилось 759 душ мужского пола и 849 женского пола, из них раскольников разных сект 42 души».
В приходе в 1867 году было открыто народное училище, содержалось на средства земства, помещалось в особом доме при церкви. Ближайшие училища: Ославское в 1 версте, Лемешинское — в 3-х верстах и Порецкое — в 4-х верстах. В кирпичном здании, что было выстроено возле храма с юго-западной стороны, обучалось около 100 человек в год. После прихода к власти коммунистов, храм в селе Добрынское продолжал работать — в нём проводились богослужения вплоть до середины 1930-х годов. Правда, колокольный звон был под запретом. Вот что было написано в газете «Призыв» от 9 января 1930 года: «На местах наблюдается огромный недостаток складских помещений под семенные фонды. Поэтому крестьяне села Добрынского решили закрыть церковь и отдать ее в распоряжение коллектива под зерновой склад… сбора и заготовок семфондов».
В 1939 году церковь Спаса Преображения в Добрынском была окончательно закрыта. В дальнейшем здание храма использовалось под склад. В разные годы советского периода в бывших церковных помещениях располагались госпиталь, казарма, дом культуры.
Приход Спасо-Преображенского храма села Добрынское Суздальского района Владимирской епархии был зарегистрирован 17 апреля 2000 года. В середине 2000-х гг. начались работы по восстановлению полуразрушенной осквернённой церкви Преображения Господня. Из запасных фондов Успенского собора города Владимира в сельский храм была передана икона великомученика Пантелеймона, выполненная на холсте. Одна из прихожанок передала храму села Добрынское 4 ковровые иконы, ставшие её подлинным украшением.