Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери «Отрада и утешение». Собор Успения Пресвятой Богородицы.

В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры С. У. Соловьев, а декабре 1900 года графиня передала общине всю землю, которой владела (более 1071-й десятины).  Архитектор С. У. Соловьев создал уникальный проект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца XVI — начала XVII столетия в древне-русском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора — с северной, западной и южной стороны. Собор имел два престола: главный посвящен Успению Божией Матери, а придельный с правой стороны в честь Всех святых. Алтари от храма отделялись невысокими каменными, украшенными живописью и золоченой резьбой иконостасами с небольшими вратами. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Н. Пашковым. Роспись во многом сохранилась и до наших дней. Строительство собора заняло четыре года и 22 августа 1904 г., было совершено его великое освящение. Службу возглавлял Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), ставший впоследствии священномучеником. Ко времени освящения собора в богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Число же сестер в общине достигло 200.
Говоря современным языком, при общине «Отрада и Утешение» был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. В соответствии со святоотеческим учением, его основу составляло прежде всего духовное обновление человеческой души. Матушка Магдалина для осуществления своего богоугодного замысла построила также церковно-приходскую школу, приют для бедных детей, больницу, двухэтажный сестринский корпус с домовым храмом и богадельню. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения.
К 1913 году в «Отраде и Утешении» проживало 130 монашествующих и сестер милосердия, 50 обитателей богадельни, 30 детей-сирот в возрасте от двух до 14 лет воспитывалось в приюте. За счет настоятельницы Магдалины содержалась и частная лечебница. До революции, в 1916 году община получила 41,5 тысячи рублей дохода, тогда как собственные расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. 3начительные доходы (более 6 тысяч рублей), были получены от продажи скота, плодов, овощей и меда.  В том же году община «Отрада и Утешение» выделила на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более двух тысяч рублей. К 1917 году у общины насчитывалось капитала на сумму 412 тысяч рублей. В годы революции и гражданской войны все эти средства были потеряны, но община выжила за счет своей трудовой деятельности. К 1920 году в ней числилось 113 человек, состоявших из крестьянок в возрасте от 18 до 59 лет. После революции общине пришлось изменить название: сначала она называлась трудовой, а потом — совхозом. В те же годы пахотная земля у монастыря была отобрана, и сестрам было оставлено лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли. Несмотря на трудности, матушка находила возможность помогать людям, потерявшим во время революции дома и средства к существованию. В общине нашли приют и участие: княгиня Екатерина Петровна Васильчикова, княгиня П. А. Ширинская-Шахматова, дочери военного инженера генерал-майора Д. Языкова — Анна и Наталия.
После создания устава сельхозартели общим собранием было решено «организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству». Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. «Артельщицы» трудились в меру физических сил, и все доходы поступали в общую кассу. Личное имущество насельниц состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Община имела общий стол. Со склада для выполнения различных работ выдавались сапоги, валенки, пальто и все необходимое для труда. Рабочий день продолжался восемь часов. С 1925 года в общине был введен шестипольный оборот, и хозяйство считалось образцовым. Крестьяне из соседних деревень, видели здесь для себя образцовый пример организации сельскохозяйственного труда. Управление формально осуществлялось советом артели — на самом деле, влияние матушки Магдалины по-прежнему оставалось определяющим.  27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха» и создал ликвидационную комиссию. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора. Уполномоченный МОЗО, выехавший в Добрыниху, дал следующее заключение: «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет, ликвидацию собора разрешить».
После закрытия артели здания монастыря использовались под различные нужды, некоторое время они относились к подсобному хозяйству АМО. В 1934 году в монастыре открылась Московская городская психиатрическая больница. Во время войны в 1943–1945 годах ее возглавлял известный психиатр — академик Олег Васильевич Кербиков. Величественный Успенский собор значительно пострадал за годы советской власти. В настоящее силами настоятеля и прихожан ведутся реставрационные работы. О сегодняшнем состоянии обители рассказывает настоятель храма игумен Антоний.  «Первая литургия совершилась 3-го февраля 1992 года в Успенском Соборе. С августа 1994 года Община приступила к реставрации Успенского собора, возведению деревянных лесов, при активном участии супругов Марьиных и НПП «Климат» (директор Г. И. Чухман).  Певчие М. Н. Скворчевский и Т. А. Осипова организовали замечательный хор.  Община не имела крупных благотворителей, поэтому реставрацию взялась вести своими силами: пошив рукавиц, различные подрядные работы, грузовые автоперевозки, организована мастерская по металлообработке.  И вот к 1997 году Собор завершает купол с крестом. В 1999 году возведены все купола Собора, укреплен подвал и восстановлен уникальный дренаж.  С 2000 года общину стали посещать родственники основательницы монастыря, матушки Магдалины, из Австрии, Германии, США, Швеции. Они навещают могилы своих родных, обмениваются с нами материалами, письмами и фотографиями о тех годах. Оказалось, что в Болгарии ныне здравствует одна из воспитанниц детского приюта Матушки — игуменья Серафима (княжна Ливен). От нее мы также получили интересные материалы.
К 2000-летию Рождества Христова Община поставила перед Департаментом здравохранения г. Москвы вопрос о закреплении за Церковью аварийного корпуса, которым фактически владеем уже несколько лет. В результате длительных переговоров с участием епископа Видновского Тихона и А. Ю. Салмина здание, наконец, было передано. Однако, для общины это не прошло гладко: до сих пор спасаемся без отопления и света — топим дровами и служим при свечах. А на дворе ХХI век!  В 2002 году, лишившись безобидного подспорья от работ в мастерских, община письменно обращается к организациям Москвы и области с просьбой о благотворительной помощи Успенскому собору. Итогом стало проведение полного объема каменных работ и возведение кровли. На праздничном воздвижении золоченых крестов 7 февраля 2004 года Господь явил небесное знамение — над Успенским собором, проплывая, остановился облачный крест, а солнце, разорвав плотные тучи, озарило собою крестовоздвиженское торжество православных.  В настоящее же время Община молитвами и трудами готовится к 100 летнему юбилею освящения новомучеником митрополитом Владимиром Успенского собора. С Божией помощью собираемся подготовить собор встретить праздник с участием правящего архиерея митрополита Ювеналия и воздать хвалу Богу за утверждение православия на еще одном уголке Домодедовской земли — с. Добрыниха». http://www.sobordomodedovo.ru/

В художественном отношении на территории женской общины «Отрада и утешение» наиболее значителен Успенский собор, заложенный в 1900 и оконченный в 1904 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором с хорами наверху создан под воздействием форм древнерусского зодчества различных эпох. Здание с полуподвалом, на высоком цоколе, опоясывает аркатурно-колончатый фриз, прясла стен оканчиваются закомарами, по которым положена посводная металлическая кровля. Близки к владимирским образцам узкие удлиненные окна в профилированных амбразурах. Из трех порталов сохранился западный, в духе XVII в., луковичные главы утрачены.
Сдержанная архитектурная декорация некогда беленого здания удачно дополнена живописью в виде красочного сюжетного панно на стене центрального алтаря и мозаичной композицией в тимпане притвора.
Величественный и просторный интерьер собора, носящий черты домонгольского зодчества, освещен только верхним светом: из барабанов и окон, размещенных в два яруса. Отсутствие внутри храма восточной стены и иконостасов, замененных низкими алтарными преградами, позволило создать насыщенное воздухом пространство. Крестчатые столбы и лопатки на стенах сопрягаются с арками без посредства капителей или карнизов. Храм расписан Соколовым и Н.Пашковым в древнерусской манере масляной живописью холодных сине-голубых тонов. Расположенные регистрами сюжетные и орнаментальные композиции покрывают стены, столбы и алтарные преграды, средняя из которых украшена аркадой на полуколонках. В росписи центральной апсиды господствует Оранта.
Характерный представитель архитектуры 1890-х гг., двухэтажный Общинный дом с вестибюлем и церковью на поперечной оси обладает симметричной композицией и коридорной планировкой, одинаковой для обоих этажей. Балочные перекрытия сменяются в церкви сводами Монье. Сравнительно с соседними жилыми корпусами главный более наряден. Декоративный эффект в его сдержанном внешнем убранстве достигнут преимущественно цветовым контрастом неоштукатуренных стен с белеными наличниками и несложным кирпичным геометрическим орнаментом, зрительно объединяющим окна в вертикальные звенья. Обработка, общая для всех фасадов, дополнена красивым карнизом с консолями.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — М. 1908, № 519.; Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1911. — СПб., 1911. — Вып. 6.; Московский архитектурный мир. — М., 1912. — Вып. 1.; МЦВ. — 1904.; ЦП AM, ф. 203. on. 461, д. 7. 1892 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?