Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери «Отрада и утешение».

Лесную пустошь Добрыниха унаследовала в 1883 году графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова. Здесь для женской общины она возвела жилые и хозяйственные постройки, богадельню с домовой церковью, больницу, приют и школу. Задача и цель христианской общины, по замыслу графини, заключалась «в служении жителям ближней окрестности в нуждах, в уходе за больными, в обучении и воспитании детей женского пола…»
В 1893 году началось строительство сестринского корпуса с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», которая была привезена специально для обители со Святой горы Афон. Согласно высочайшему указу, Святейший Правительствующий Синод 26 марта 1898 года утвердил устав общины и постановил: «… в имении графини Марии Владимировны Орловой-Давыдовой при селе Щеглятьево Серпуховского уезда, учредить женскую общину во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Обладавшая значительным наследством Мария Владимировна пожертвовала общине 103 десятины земли в сумме 200.000 рублей ассигнациями. Создав общину, графиня, принявшая к тому времени иноческие обеты, стала ее первой настоятельницей — игуменьей Магдалиной.
В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев. Он создал уникальный прект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца 16 — начала 17 веков в древнерусском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Пашковым. Роспись во многом сохранилась до наших дней. Строительство собора заняло 4 года, и 22 августа 1904 года было совершено его великое освящение. В богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения. Была возведена звонница, а так же были выстроены стены с зубцами, которые опоясывали это святое место.
Говоря современным языком, при общине «Отрада и Утешение» был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. За счет настоятельницы содержалась и частная лечебница. До революции, в 1916 году, община получила 41,5 тысяч рублей дохода, тогда как собственные расходы составляли чуть более 9 тысяч рублей. Значительные доходы (более 6 тысяч рублей) были получены от прдажи скота, плодов, овощей и меда. В том же году община выделила на содержание больных в Покровской психиатрической больнице, на действующую армию и семьям призванных на войну и раненых солдат более 2 тыс. рублей.
После революции 1917 года общине пришлось изменить название: сначала она называлась трудовой общиной, а потом — совхозом. В те же годы пахотная земля у монастыря была отобрана, и сестрам было оставлено лишь небольшое количество неудобной и поросшей кустарником земли. Несмотря на трудности, матушка находила возможность помогать людям, потерявшим во время революции дома и средства к существованию. После создания устава сельхозартели общим собранием было решено «организовать трудовую артель по разведению племенного скота, пчеловодству, огородничеству и семеноводчеству». Первой подписала устав артели игуменья Магдалина. «Артельщицы» трудились в меру физических сил, и все доходы поступали в общую кассу. Личное имущество насельниц состояло из одежды и некоторых предметов домашнего обихода. Рабочий день продолжался 8 часов. Однако, несмотря на трудовые успехи и положительные отзывы местного населения, власти постоянно настаивали на исключении монахинь и священника Николая Соколова из коллектива артели и в конечном итоге добились ее роспуска. Свыше 100 монахинь должны были освободить помещения обители и расселиться по окрестным селениям.
27 сентября 1927 года президиум Серпуховского исполкома принял решение о ликвидации артели «Добрыниха». В 1928 году в монастыре устроили колхоз «Весна», школу крестьянской молодежи и дом ребенка. Игуменья Магдалина скончалась в 1931 году и была похоронена в дубовой роще возле монастыря. Соборный храм еще действовал, потому что был зарегистрирован как приходская церковь села Степыгино. В начале 1929 года был поставлен вопрос о закрытии собора так как в заключении говорилось «собор никакого художественно-исторического значения и интереса не представляет…» Окончательно собор был закрыт в 1934 году, основанием для этого стали обращения советских школьников и учителей в Лопасненский районный исполнительный комитет о том, что «колокольный звон дурманит наши головы и мешает учиться». Колокола закрытого собора решено было «перелить на трактора». Главную святыню общины — икону Божией Матери «Отрада и Утешение» передали в храм Архангела Михаила в селе Михайловское, где она находится и поныне. После закрытия артели здания монастыря использовались под различные нужды. Если за жилыми и хозяйственными постройками бывшей обители следили, то церковные здания оставались бесхозными. Надвратная колокольня была разрушена, собор со временем ветшал. Сначала в стенах собора мололи зерно на муку, в подвалах хранили овощи, а потом в здании устроили склад списанного инвентаря.
В конце 1960-х годов хулиганы подожгли крышу собора. Внутреннее помещение постоянно заливали дожди. Плесень и грибок делали свое дело. Здание поросло сверху травой и деревьями. Стены были покрыты огромными трещинами. В таком состоянии в конце 1991 года собор передали Русской Православной Церкви. В августе 1994 года православная община приступила к реставрации Успенского собора. Община не имела крупных благотворителей, поэтому реставрировали здание своими силами. В 1999 году были возведены все купола собора. К этому времени заново были отстроены порталы, укреплен четверик, крыша была покрыта железом с металлическим выпускным карнизом. Работы велись под руководством московского реставратора Александра Васильевича Политова. Стараниями молодых художников-монументалистов Елены Кузнецовой и Ильи Косырева отреставрирована огромная мозаичная икона. На праздничном воздвижении золоченых крестов 7 февраля 2004 года Господь явил небесное знамение — над Успенским собором, проплывая, остановился облачный крест, а солнце, разорвав плотные тучи, озарило собою всех присутствующих в это день прихожан.
www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/Действующие храмы Домодедовского Благочиния

Община «Отрада и утешение» основана гр. М.В. Орловой-Давыдовой в 1893 г. как комплекс благотворительных учреждений. Помимо собора, жилья и служб имела в своем составе больницу, богадельню, детский приют и школу. Обнесенный глухой стеной обширный ансамбль кирпичных и деревянных зданий конца XIX — начала XX в. носит замкнутый характер. Архитектура в целом проста, утилитарна и, за исключением собора, маловыразительна. Основные постройки поставлены симметрично относительно главной планировочной оси, которую намечали здания собора, надвратной колокольни и Общинного дома. После разборки колокольни, стоявшей в западной линии ограды, произошло смещение художественных и пространственных акцентов, утратил доминирующее положение собор. Сейчас средоточием композиции служит Общинный дом. На него ориентированы две боковых въездных аллеи таким образом, что все сооружения ансамбля при движении воспринимаются в различных, постоянно меняющихся ракурсах.
В создании ансамбля принимал участие С.У. Соловьев, который проектировал и строил собор с колокольней и ограду. Последняя, снабженная зубцами, декоративными печурами и двухъярусными шатровыми башнями, имитировала формы крепостной стены. Верх ограды и башни утрачены.
В художественном отношении наиболее значителен Успенский собор, заложенный в 1900 и оконченный в 1904 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором с хорами наверху создан под воздействием форм древнерусского зодчества различных эпох. Здание с полуподвалом, на высоком цоколе, опоясывает аркатурно-колончатый фриз, прясла стен оканчиваются закомарами, по которым положена посводная металлическая кровля. Близки к владимирским образцам узкие удлиненные окна в профилированных амбразурах. Из трех порталов сохранился западный, в духе XVII в., луковичные главы утрачены.
Сдержанная архитектурная декорация некогда беленого здания удачно дополнена живописью в виде красочного сюжетного панно на стене центрального алтаря и мозаичной композицией в тимпане притвора.
Величественный и просторный интерьер собора, носящий черты домонгольского зодчества, освещен только верхним светом: из барабанов и окон, размещенных в два яруса. Отсутствие внутри храма восточной стены и иконостасов, замененных низкими алтарными преградами, позволило создать насыщенное воздухом пространство. Крестчатые столбы и лопатки на стенах сопрягаются с арками без посредства капителей или карнизов. Храм расписан Соколовым и Н.Пашковым в древнерусской манере масляной живописью холодных сине-голубых тонов. Расположенные регистрами сюжетные и орнаментальные композиции покрывают стены, столбы и алтарные преграды, средняя из которых украшена аркадой на полуколонках. В росписи центральной апсиды господствует Оранта.
Характерный представитель архитектуры 1890-х гг., двухэтажный Общинный дом с вестибюлем и церковью на поперечной оси обладает симметричной композицией и коридорной планировкой, одинаковой для обоих этажей. Балочные перекрытия сменяются в церкви сводами Монье. Сравнительно с соседними жилыми корпусами главный более наряден. Декоративный эффект в его сдержанном внешнем убранстве достигнут преимущественно цветовым контрастом неоштукатуренных стен с белеными наличниками и несложным кирпичным геометрическим орнаментом, зрительно объединяющим окна в вертикальные звенья. Обработка, общая для всех фасадов, дополнена красивым карнизом с консолями.
Два корпуса келий включены в регулярную застройку монастырского центра. Парные двухэтажные здания в соответствии с общими художественными принципами ансамбля и подчиненным положением, которое в нем занимают, очень скромны по архитектуре. Четкая осевая внешняя структура их обусловлена симметричным планом с двумя поперечными стенами. Архитектурный декор на фасадах выделен побелкой. Перекрытия балочные. Внутренняя организация построек и отделка помещений изменены.
Богадельня в два этажа состоит из двух объединенных под углом крыльев различной конфигурации. Внешний угол, как центр композиции, раскрепован и скруглен, на его оси помещен парадный вход с вестибюлем и лестницей. Предельно лаконичные фасады разнообразят лишь окна различной величины и формы да карниз с кирпичным городчатым «подзором».
Удобна и продуманна внутренняя планировка с коридором вдоль внешней стены и ориентацией комнат на запад и юг. Балочные перекрытия местами сменяются сводами, в частности Монье.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — М. 1908, № 519.; Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1911. — СПб., 1911. — Вып. 6.; Московский архитектурный мир. — М., 1912. — Вып. 1.; МЦВ. — 1904.; ЦП AM, ф. 203. on. 461, д. 7. 1892 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?