На сравнительно небольшой территории возникло три монастыря и множество монашеских скитов. Самый известный Николо-Теребенский монастырь (1472) на Мологе, где хранится чудотворный образ Николы. Если Николо — Теребенский монастырь доступен для посещения туристам, то другой не менее славный монастырь стоит в стороне от проезжих дорог, история его почти неизвестна. Мало кто знает о том, что неприметный кладбищенский храм в селе Дымцово был некогда частью забытого всеми Николо-Добрынинского монастыря.
Архивные данные позволяют по крупицам восстанавливать его историю, которую хочется поведать у ночного костра. Весной 1704 года крестьянин Стефан пошел в лес драть лыко на лапти. Повстречался ему старец с длинной седой бородой и с какой-то «книжицей за пазухой». И стал уговаривать Стефана идти на то заброшенное, после литовского разорения, Добрынинское кладбище, поставить там часовенку, да и ждать. Ждать явления иконы святителя Николы Можайского. Крестьянин согласился. Старец исчез. Дома же родня засмеяла Стефана, и под влиянием ее пересудов подвижник забыл о своем обещании, а вскоре и вовсе сделался тяжелобольным. Но, услышав голос старца во сне, решил-таки выполнить данный обет. И вместе с подвижниками Савелием и Агапитом все же поставили и часовенку, и келью. По окончании строительства Стефан умирает, а через несколько лет проезжий инок Нифонт, к своему великому изумлению, увидел на занесенном снегом придорожном кресте явленный в сем месте образ Николы Можайского. Когда батюшка внимательно разглядел его иконный лик, то понял, кто был тот священник, что встретился ему десять лет тому назад на этом вот самом месте.
В древнем сказании, найденном в шпиле построенной позже Добрынинской церкви, описано 13 чудес, совершенных иконой. С мая 1798 года ежегодно стал совершаться крестный ход вокруг города. Но однажды в ночи икона из храма была похищена. Воры, сняв с нее ценную ризу и богатые украшения, бросили икону в Мологу, где ее и нашел какой-то сердобольный водовоз. Радости горожан не было предела. Что интересно, существует легенда, что из Бежецкого собора, где все время хранилась святыня, она не раз незримой силой переносилась на место своего явления, то есть на это вот самое место. После революции следы чудотворной иконы теряются.
Источник: http://maxsatihacamp.ru/page.php?url=istorija_15#hris
Погост Добрынская пустынь, от Твери 160 вёрст, Бежецка 65 вёрст. Церковь Успенская, построена в 1741 году, каменная, престолов три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в тёплой: правый Иверской Божией Матери, левый Святителя Николая.
В 1901 году служили: Священник Петр Семёнович Бутягин 27-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1895 года. Диакон Феодор Косм. Петропавловский 50-ти лет, в служении с 1870 года, диаконом с 1889 года. Псаломщик Алексей Николаевич Пешехонов 56-ти лет, в должности с 1867 года.
Прихожан в Скомпрошихе, Заручье, в деревнях Гузееве, Осташихе, Райде, Гумоле, Дубищах, Павловском, Мал. Хвощах, Столпине, Сокерихе, Красном, Замошье — 321 двор (1002 мужчины, 1092 женщины).
В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Гумоле, Знамения Божией Матери, построена в 1800 году, деревянная, 2) при дороге на старое кладбище, Святителя Николая, деревянная, 3) в деревне Гузееве, Успения Божией Матери, деревянная.
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901
Последним священником в сей церкви был Панков Александр Федорович (род. 1893 г.), происходивший из старинного церковного рода Панковых и в 1932 г. осужденный на 5 лет ссылки в Севкрай (в 1989 г. посмертно реабилитирован). Жена Панкова Ксения Ивановна, род. 1898 г. Дети: Тамара, род. 1929 г.; Вера, род. 1932 г.; Серафима, род. 1940 г. В эту церковь он был определен 7 сентября 1955 г. и служил в ней до августа 1959 г. После смерти Панкова А. Ф. (похоронен около церкви) под давлением властей церковь была закрыта, а в ней были размещены мастерские местной школы.
Информация из семейного архива к.э.н., доцента кафедры конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета Сухарева А.Н.