«До 40 доживали не все». Как женились и воспитывали детей на Руси

«До 40 доживали не все». Как женились и воспитывали детей на Руси

Сейчас немногие знают, кто такой «большак» и кто становился «черничкой». Семейные традиции предков нашему современнику могут показаться невыносимыми, но многие историки и краеведы уверены: именно жёсткие нормы позволяли не только выживать, но и множить потомство.

Семеро по лавкам

«Достаточно обратиться к русским сказкам: хорошая жена, а не богатство или власть, — высшая награда для главного героя, — поясняет краевед Николай Сапелкин. — Супруга на Руси называли суженым — дарованным судьбой. Традиционная русская семья — семья большая. Тут легко впасть в крайность. Одни авторы клянут домострой и беспросветную крестьянскую жизнь, другие, наоборот, — романтизируют патриархальный быт. Но правда в том, что именно те отношения давали шанс выжить в тяжёлых условиях».

В маленькой тесной хате делили кров престарелые отец с матерью, сыновья с жёнами, внуки, а бывало, что и правнуки. И чем больше была семья, тем она была эффективнее. В сущности, это был трудовой коллектив, артель: мужчины вместе пахали, сеяли, косили, строили, женщины поддерживали хозяйство и воспитывали детей. Если кто-то заболевал или умирал, его было кем заменить в работе.

Семьей управлял деятельный старик — большак. Его власть была беспрекословна и покоилась на твердокаменном авторитете традиции. И всё же это не спасало от интриг и скандалов. Скажем, снохе, которая плохо готовила хлеб, не было житья от постоянных упрёков.

В каких условиях жила семья в дореволюционной России? Неотапливаемые сени вели в хату, сбоку от входа был судний угол с горшками и посудой, в дальнем углу — печка и полати, в красном углу — стол и лавки, у стены — сундук и, наконец, женский угол с деревянными топчанами, люльками и т. п. Мужчины в женский угол не ходили — там хозяйки нянчились с детьми, учили дочерей прясть, вязать и т. д. Старики спали на печи, дети — на полатях или на лавках, остальные — все вместе на соломе, постеленной прямо на земляной пол. Если свадьбу играли летом, молодые могли ночевать на сеновале или во времянке.

С гигиеной было сложно. Строевого леса в центральной России было мало, и потому бани были большой редкостью. Летом купались в реке. Зимой детей купали в печке — ставили туда корыто, и в теплой от жара воде устраивали им банный день, взрослые мылись в сарае.

«Секретный счёт»… в сундуке

«Трудиться было всё равно, что дышать, — подчёркивает краевед. — Лентяев просто не могло быть в крестьянской семье: их воспитывали всем миром. От работы не отлынивали и старики. Если человек был настолько слаб, что не мог заниматься хозяйством, он начинал воспитывать внуков».

До семи лет ребёнка щадили. Затем он постепенно становился помощником: сначала пас гусей, потом — телят, смотрел за младшими, ходил за коровой, отправлялся с отцом на полевые работы и постепенно осваивал тяжёлый крестьянский труд.

Рецепт из сказки. Чем русские богатыри заменяли протеин
Девушку в 14-15 лет уже могли выдать замуж — особенно если семье было трудно содержать лишний рот. С 16-17 лет женщины начинали рожать детей. Роды после 40 были уже редкостью, считалось, что бабий век закончился — впрочем, до этого возраста доживала далеко не каждая. Сказывались отсутствие родовспоможения, антисанитария и работа на износ — в итоге смерть при родах была обычным явлением.

Парни, как правило, были на год-два старше избранниц, хотя случалось и наоборот. Холостяки считались неполноценными — они не могли взять слово на сельском сходе, презирались и обделялись в собственной семье. Ещё чаще без пары оставались девушки — они становились черничками, как бы монахинями в миру, — ходили в чёрном, читали по покойникам и т. д.

Жениха или невесту выбирали родители. Сыну старались найти, прежде всего, хорошую хозяйку, дочь — отдать в крепкую, зажиточную семью. Взаимные симпатии молодых при этом ровным счётом ничего не значили.

Жена приносила приданое в собственном сундуке. Существовало железное правило: открывать этот сундук муж не имел права. Там хранились любимые рубашки, а порой даже детские игрушки женщины. Всеми деньгами распоряжался муж, и жена могла завести секретный «счёт» единственным способом — спрятав наличность в сундук.

Окрошку в старину называли просто — квас. Русский «попкорн», щи и тюря. Секреты здорового питания крестьянПодробнее
В работе и без защиты

Участь женщины ярко обрисована в стихах Некрасова. Каждый день нужно было засветло встать, подоить, накормить и почистить корову. После этого ждала работа по дому. Болезнь, беременность и даже роды не считались поводом для передышки. Многие женщины рожали детей прямо в поле.

Побить жену, выгнать её из дома в мороз было в порядке вещей. Напротив, если мужчина не «воспитывал» супругу, на него начинали смотреть косо. Причём побои обычно происходили на трезвую голову — не как сейчас: крестьяне, как правило, пили мало.

«Но не надо считать эту жизнь беспросветной, — полагает Николай Сапелкин. — Мы знаем народные песни про любовь и красоту. Были и чувства, и мечты, и грёзы. Собираясь замуж, женщина понимала, что наряду с радостями будут и трудности. Моя бабушка, родившаяся в 1887 году, говорила внучкам: «Не спешите, девки, замуж. Я не торопилась — в 19 лет вышла, а подруги в 15-16 лет повылетали. Ох, они настрадались!»

Часто женщины становились жертвами домогательств свёкра. Это уродливое явление было настолько распространено, что появился даже специальный термин — «снохачество». Дело в том, что жёны часто оставались без защиты: мужья уходили на военную службу или на заработки. Молодуху, которая отказывала большаку, ждала тяжёлая участь — побои и непосильный труд.

А вот измены на стороне были редкостью. Загулять с кем-то было трудно и стыдно — в деревне все на виду. Впрочем, в некоторых случаях мир проявлял необычайную терпимость. Так, в сёлах покрывались случаи убийства грудных детей. Соседи говорили, что женщина приспала — задавила во сне ребёнка, даже если знали, что всё было сделано намеренно. Ничего, мол, родит ещё.

Но самой тяжёлой была вдовья доля. Вступить во второй брак было крайне сложно. Мать и дети мыкали много горя. Тем не менее, при всей суровости обычаев, община никого не бросала на произвол судьбы и не давала умереть голодной смертью.

За несколько яблок

Рано или поздно в семье происходил раздел. Чтобы выделиться, сын должен был иметь несколько детей и показать себя крепким хозяином. При этом было важно, чтобы отец мог что-то отдать, не опасаясь разориться, — сельхозинвентарь, лошадь, корову и т. п. Большак не был заинтересован в разделе и тянул до последнего, ведь сельский сход распределял землю, исходя из количества мужчин-едоков.

Сын, разумеется, хотел уйти, чтобы самостоятельно распоряжаться хозяйством, завести жену и воспитывать детей. В крайнем случае, если большак противился слишком долго, можно было обратиться к миру — общине — с просьбой надавить на отца. Выделившемуся всей семьёй ставили новый дом. После этого сын сам становился большаком, и извечный цикл повторялся снова.

Талагаи, хохлы и цуканы. Кем были предки современных воронежцев?
В большинстве крестьянских общин нравственность блюли очень строго.

«С 60-х годов XIX века российских священников обязали вести летописи своих сёл. Так, священник села Козловка нынешнего Бутурлиновского района Воронежской области писал об удивительном случае — он венчал пару, и невеста была на восьмом месяце беременности. Он же рассказывал о том, как другая девушка лишилась невинности за несколько яблок — фрукты были большой экзотикой. Но эти случаи описывались так подробно именно потому, что происходили крайне редко».

В то же время в Черноземье было много религиозных диссидентов, которые смотрели на отношения полов совсем иначе. Так, секта «Новый Израиль» — ответвление хлыстовства — даже практиковала обмен жёнами. Гораздо свободнее были нравы и у южных соседей — казаков. Так, к началу XX века в Области Войска Донского каждый шестой ребёнок был внебрачным.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?