Почитаем вместе с вами жутковатые дневниковые записи Михаила Пришвина от лета 1918 года. И сопроводим повествование подходящими фотографиями:
«24 июля
Русский народ по приказанию Троцкого снимает возле Храма Христа Спасителя изваяние царя Александра III. Вокруг множество цветов и культурных деревьев, кремлёвские башни-красавицы, из которых одна, со снесённой верхушкой, называется «большевистскою».
Царская фигура одевается изо дня в день лесами, человечек наверху возле короны копается, как лилипут. Статуя 1000 пудов веса, в туловище можно устроить спальню и кабинет, в сапоге выспаться человеку. На работу отпущено 20 тысяч денег. Раз уже пробовали снять его и не могли, теперь делают это планомерно под руководством архитектора, который дознался, что царь «составной». Вокруг шеи царя петля, канат спускается книзу, за концы привязывают мачты и поднимают кверху. Общее впечатление такое, что вся масса лилипутов хочет царя удавить.
29 июля
Под вечер выхожу к набережной Храма Христа Спасителя и смотрю на Кремль, в который я, русский человек, теперь больше войти не могу.
Сегодня издевательство над «статуем» дошло до последнего: на шее верёвка, к носу приставлена лестница, между створками короны, там, где раньше крест был, теперь человек копается, будто в мозгу, и водружает наконец туда мачту.
30 июля
Нынче царь стоит без скипетра, руки нет, вместо руки дыра, лестница из-под носа убрана, верёвки на шее нет, без скипетра, без рук вид его много лучше: мягкость, кротость, лицо его становится похоже на лицо человека, который только что в ужасных мучениях умер, и лицо его, искажённое страданьем, мало-помалу начинает светлеть, устанавливаться.
31 июля
Мы подошли к памятнику — головы уже не было, как в «Руслане», голова огромная — десять наших голов — лежала среди груды чёрных частей «статуя», мальчишки в пустые глаза бывшего царя просовывали кулачонки, хватали за усы, всё было похоже на часть какого-то фантастического поля сражения, с огромной головой и рукой, сжимающей скипетр, сам статуй без головы с торчащей из шеи мачтой был страшен, как огромный обезглавленный труп, а сегодня он без плеча кошмарно страшен».
#МосковскиеЗаписки