Дмитров. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор в Кремле сооружен на средства дмитровского князя Юрия Ивановича между 1509 и 1533 г., по-видимому, на месте собора XIV в. (Современные научные источники отвергают вероятность существования на этом месте собора XIV века — Прим. модератора). Подвергался частичным переделкам в XVII-XIX вв.
Основу сложной объемной композиции памятника составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, два нижних яруса — системой пересекающихся коробовых сводов. Алтари, в том числе Георгиевского придела в южной апсиде, отделены каменной преградой. Перспективные порталы снабжены килем, «дыньками»-перехватами и сноповидными капителями. От двухъярусных сводчатых галерей на столбах, изначально окружавших здание стрех сторон, сохранил­ся в основном западный участок. Фрагменты северной галереи с основанием звонницы в ее восточном торце вошли в объем позднейшего придела.
Собор принадлежит к кругу итальянизирующих московских построек первой трети XVI в Воздействие форм Архангельского собора сказалось в приемах обработки стен филенками, наличии трехчастного антаблемента в основании закомар, заполненных группами окон-люкарн, в подчеркнутой тектоничности крестчатых столбов, из которых западные имеют пьедесталы с развитым цоколем и карнизом. Однако по общей трактовке Успенский собор строже и монументальнее своего прототипа.
К интересным особенностям памятника относится граненая снаружи форма апсид. В систему наружного декора введены три монументальные изразцовые композиции. Справа от южного портала находится круглый барельеф диаметром около 3 м с изображением Георгия Победоносца. Два «Распятия» вставлены в тимпаны средних закомар боковых фасадов. Изразцы выполнены в прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Обычно эти уникальные произведения древнерусской пластики датируются первой половиной XVI в.
Позакомарное покрытие собора заменено в 1790 г. четырехскатной железной кровлей, кирпичные барабаны — деревянными. Западная лестница на ползучих арках относится ко второй половине XVII в. Место ее нижнего рундука занимает трехъярусная колокольня стиля классицизма, строившаяся с 1793 по 1796 г. по проекту и под наблюдением М.Я. Агафонова. Верх колокольни, надстроенный в 1820 г. по проекту А.Ф. Элькинского, в 1960-х гг. реставрирован Е.Р. Куницкой. Собор фланкируют два идентичных придела с элементами ложной готики в архитектуре, занявшие места древних галерей. Северный из них заложен в 1823 г. по проекту Ф.М. Шестакова, проект южного был разработан Д.Ф. Борисовым в 1841 г. До 1960-х гг. приделы венчали четыре массивных, исполненных в дереве купольных барабана, закреплявшие углы общей пирамидальной композиции.
В соборе находится золоченый резной иконостас в пять ярусов конца XVII в. с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Прекрасным образцом резьбы XVII в. служит шатровое «епископское место», перевезенное в Дмитров в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. Внутри оно покрыто декоративной росписью, относящейся к первой половине XVIII в.

Основной ярус Успенского собора, водружённый на высокий подклет, — «классика жанра» большого городского собора рубежа ХV-ХVI веков: четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью световыми барабанами. В отличие от чисто «функционального» нижнего яруса, пространство главной церкви, расчитанной в первую очередь на торжественные многолюдные богослужения, организовано гораздо сложнее, а декоративное убранство не в пример богаче. И вновь слово исследователю собора А. Яганову и В. Рузаевой: «Крещатые в плане столбы собора имели развитые карнизы, а в основании западных столбов — обработанные филёнками постаменты с профилированными базами… Центральные рукава креста перекрыты коробовыми сводами с незначительно пониженными подпружными арками, опирающимися на стенах на трёхчастные импосты. Пониженные подпружные арки, сменившие раннемосковскую систему повышенных арок, восходят к работам итальянских архитекторов… Переход к центральному барабану образован парусами, выше которых находится карниз из профилированного кирпича… Подлинный карниз центрального барабана скрыт под штукатурной декорацией и живописью ХIХ века. Апсиды храма перекрыты большими конхами, пониженные подпружные арки отделяют их от основного внутреннего объёма четверика».
Подлинное украшение Успенского собора — грандиозный иконостас. Это резное пятиярусное чудо создано мастерами московской Оружейной палаты в ХVII веке, а некоторые содержащиеся в иконостасе иконы ещё старше — они относятся к ХV столетию. До революции здесь находилась большая храмовая икона Димитрия Солунского на троне, которая ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Кроме того, в Успенском соборе хранилось Распятие работы начала ХIV века. Сейчас эта древняя реликвия также находится в Третьяковке. История иконы влм. Димитрия Солунского такова: В 1154 году, когда Юрий Догорукий объезжал свои владения, собирая налоги, он остановился в некоем селении на реке Яхроме. Туда ему доставили известие о рождении сына, которого при рождении нарекли Всеволодом (в крещении Дмитрием). Потом этот мальчик стал великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо. А Долгорукий решил назвать селение Дмитровом — в честь небесного покровителя своего сына — великомученика Димитрия Солунского. Образ этого святого хранился ещё в деревянной церкви Дмитровского кремля; потом его перенесли в Успенский собор. Исследователи, изучившие икону, предполагают, что она была написана в конце ХII века. Вероятно, её подарил городу сам Всеволод. В соборе и поныне хранится ещё одна реликвия — Животворящий Крест Господень. Древнее предание повествует о том, как в 1291 году слепая девушка, купаясь в реке Яхроме, внезапно обрела зрение. От неожиданности она вскрикнула, к ней подбежали монахи Никитского монастыря, находящегося неподалёку, и все увидели, что против течения плывёт крест. Его выловили и отнесли в монастырь, но горожане попросили перенести крест в собор, тогда ещё деревянный, дав обет в дни престольных праздников в приходских храмах носить его крестным ходом по всему Дмитрову. Особое почитание креста связано с защитой города и его жителей во время эпидемий. Как это нередко бывает, стоило эпидемии отступить, про крест постепенно забывали. До тех пор, пока в начале 1770-х годов на Дмитров не обрушилась новая беда — чума. У Животворящего Креста возобновились молебны, его снова стали выносить на крестные ходы. А потом, за очередное избавление от морового поветрия, горожане украсили крест — «обложили поля и препоясание серебряным окладом с позолотою».
В ХIХ веке почитание древней святыни в Дмитрове и его окрестностях приобрело поистине грандиозные масштабы. Во время холерных эпидемий 1840-х годов крест возили не только по городу, но и по многим деревням и сёлам уезда — даже по частным домам. Молва о чудотворных свойствах креста распространилась по всему уезду. С особенным усердием молились перед крестом слепцы — и в этом нет ничего удивительного, если вспомнить историю его обретения. Ранних письменных свидетельств об исцелениях не сохранилось. Соответствующую летопись стали вести только с 1824 года. Продолжается она и по сей день.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №162, 2015 г.

Как это часто бывает со старинными зданиями, ни точной даты постройки собора Успения Божией матери в Дмитрове, ни имён его зодчих в архивах не сохранилось. Сохранился лишь сам храм — многократно перестроенный. Большинство исследователей ограничивают время постройки собора эпохой княжения в Дмитрове князя Юрия Ивановича, брата Василия III, то есть 1505-1534 годах, а завершён к 1533 году. Но, например, авторы монографии «Успенский собор в Дмитрове» (2003) А.В. Яганов и Е.И. Рузаева, основываясь на проведённых исследованиях ими в 2001-2003 годах натурных исследованиях, говорят о том, что в 1512 году строительство собора уже завершилось. Несколько раньше, в 1970-е годы, удалось выяснить и другие факты ранней биографии Успенского собора. Исследовавший его С.А. Гаврилов опроверг бытовавшее до той поры мнение, что погреба храма остались от другого сооружения, выстроенного якобы ещё в ХIV веке. Тогда же, наконец, было доказано, что двухъярусные паперти-галереи появились одновременно с собором. До этого считалось, что их пристроили несколько позже. Бытовало утверждение, что храм строили итальянцы, а образцом для него назывался Архангельский собор Московского Кремля, возведённый в 1505-1508 годах. Действительно, оба эти памятника имеют ряд родственных черт. Есть и другая версия, указывающая на строительство памятника артелью ростовских мастеров под руководством Григория Борисова, строителя Борисоглебского собора в одноимённом монастыре в пос. Борисоглебский, что под Ростовом. Ростовцы действительно могли — и должны были — ориентироваться на московский храм, поскольку в Италии не бывали и с тамошней школой могли познакомиться лишь опосредственно.
Отдельно хотелось бы остановиться на трёх изразцовых барельефах, созданных примерно в то же время, что и сам Успенский собор, и, как и он, являющихся предметом оживлённых споров. Это круглое, три метра в диаметре, изображение Георгия Победоносца, а также два Распятия. Любопытно, что изразцовые иконы, будучи почти ровесниками (чуть моложе) дмитровского собора, на стенах его появились, как принято считать, лишь в ХVIII веке. Привезли их, по мнению М.Б. Чернышёва и В.В. Кавельмахера, из Старицы, где они украшали стены Борисоглебского собора, обветшавшего в ХVIII столетии настолько, что в 1802 году сочли его более целесообразным не реставрировать, а разобрать и на освободившемся месте построить новый храм. Борисоглебский собор в Старице построили иждивением известного своей печальной судьбой Владимира Андреевича Старицкого, кузена Ивана Грозного. Он-то и заказал, возможно, изразцовые иконы, впоследствии «перекочевавшие» в Дмитров. В это время (1730-е годы) Успенский собор как раз поновлялся, «обветшав до крайности».
Изначально Успенский собор представлял собой четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами и позакомарным покрытием. По сторонам его обвивали двухъярусные галереи. Изначальную форму глав собора установить не удалось, однако известно, что барабаны были каменными. Храм стоял на высоком подклете, а под ним располагались довольно большие погреба. Несомненно, уже при постройке главный храм города должен был иметь и собственную звонницу. С. А. Гаврилов определяет её место восточнее северной апсиды и полагает, что она могла стоять на особом выступе соборного фундамента. Просуществовала она недолго — спустя примерно столетие её разобрали, с тем чтобы поставить новую, «на левой стороне паперти». Очевидно, это произошло в последние предсмутные годы. Ныне существующую колокольню возвели в конце ХVIII века по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного И.Ф. Голицына. В 1820-е годы на колокольне установили часы, несколько изменив при этом её завершение. Одновременно с постройкой колокольни видоизменилась кровля собора — она утратила позакомарное покрытие и стала четырёхскатной. Первоначальные каменные барабаны разобрали и заменили их деревянными (вероятно для того, чтобы снизить нагрузку на древние стены собора). В первой половине 1820-х годов на месте северной галереи собора, был возведён по проекту Ф. М. Шестакова каменный придел в модном тогда псевдоготическом стиле. В 1840-х годах с южной стороны выстроили такой же (для симметрии). А вскоре по углам приделов появились четыре деревянных барабана с куполами, визуально приземлившие и расширившие собор. ХХ век начался с очередного ремонта. Идя навстречу желанию прихожан, Императорская археологическая комиссия позволила привести в порядок обветшавшие деревянные барабаны под куполами и перекрыть крышу храма. Кроме того, стены собора оштукатурили и покрасили. В 1912 году провели ещё один цикл работ — по возобновлению тёплой Дмитриевской церкви: здесь поновили штукатурку и живопись, покрасили стены. Также предполагалось » в приделе великомученика Дмитрия исправить иконостас и возобновить его позолоту, вызолотить киоты у трёх икон». Было это реализовано или нет, неизвестно, документов на сей счёт не существует.
После Октябрьской революции собор оставался действующим вплоть до 1932 года — естественно, пройдя через все мытарства 1920-х годов, связанные с отъёмом собственности, реквизицией ценностей и иными проявлениями всё более усиливавшегося давления со стороны властей. В 1932 году Успенский собор вдруг решили превратить в храм искусства и передали Дмитровскому краеведческому музею. Над организацией этого музея в своё время трудились анархист П.А. Кропоткин и будущий академик, а тогда — недавний выпускник Московского университета М. Н. Тихомиров. Но увы, в 1933 году во главе музея, считавшегося в 1920-е годы образцово-показательным (он так и назывался: «Государственный показательный музей местного края»), встал некто С.И. Ивкин, имевший слабое представление о музейной работе, зато умевший чутко прислушиваться к «голосу современности». Внимая этому голосу, он изгнал опытных сотрудников, набрав новый штат — более надёжный с точки зрения идеологии. В Успенском соборе развесили атеистические лозунги, писанные как водится, на кумаче, и обустроили соответствующие экспозиции. Проводились и выставки, например, «антирождественская». К началу войны храм представлял собой печальное зрелище — как снаружи, так и внутри. Иконостас был закрыт от посторонних глаз, купола лишились крестов, колокольня — верхнего яруса и шпиля. По счастью, во время войны здание не сильно пострадало от обстрелов, хотя оконные рамы были выбиты, а кровля в нескольких местах повреждена.
В начале 1960-х годов было принято решение о серьёзной реставрации Успенского собора. Руководство ею поручили Е.Р. Куницкой, сотруднице Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Во время реставрации собор лишился угловых барабанов над приделами. Снос обосновали тем, что они, барабаны, «нарушали целостность впечатления, усложняя силуэт здания, выходя за грани воображаемой пирамиды, в которую он вписался». А.В. Яганов, сам архитектор, уже в ХХI веке вместе со своим коллегой И.Ю. Коровиным предложил новый проект реставрации Успенского собора. Работы начались после распоряжения Министерства культуры о передаче всего храма Церкви в 2000 году. Здесь необходимо пояснить: формально его вернули верующим ещё в 1991 году. Тогда же в одном из приделов начались службы. Но остальные приделы собора по-прежнему занимали музейные экспозиции. Своё здание музей получил лишь в 2002 году. В период реставрационных работ специалисты в первую очередь восстановили утраченные боковые главы, привели в порядок фасад, отремонтировали колокольню и Покровский придел; вернули прежний вид росписям, отреставрировали старинный иконостас. К середине июля 2003 года Успенский собор был готов. 31 июля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил все престолы собора.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №162, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?