В XVII-XVIII в.в. в Дмитрове на посаде находилась деревянная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1795 году на ее месте стараниями Г.И. Ложкина и А.С. Фуфаева была заложена ныне существующая кирпичная церковь. Образцом для ее строительства послужила Никитская церковь города Владимира, специально обмерянная для этой цели в 1794 году. В 1801 году вновь выстроенный храм был освящен.
Сочетание стилей барокко и классицизма придавало храму неповторимую красоту и своеобразие. Архитектурная композиция церкви создает впечатление «корабля-ковчега с горящей на нем свечой». На первом этаже храма находиться теплая церковь святителя Николая Чудотворца, на втором холодная Троицкая. На третьем этаже располагался придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери, который в 1890 году был переделан под хоры с балконом. Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана.
В советские годы храм закрыли и разграбили. Были утрачены росписи Никольской церкви, иконостас и церковная утварь. Долгие годы в церкви размещалась артель Всесоюзного общества слепых.
В 1996 году храм был возвращен Церкви. На средства прихожан в нем ведутся восстановительные работы. В церкви находится Тихвинская икона Божией Матери старого письма, уцелевшая реликвия прихода, бережно сохраненная прихожанином и еще несколько старых икон.
Из книги: Шолохова Т.В. Святыни земли Дмитровской. — М.: Издательская группа «Жизнь», 2004
Церковь Троицкая-Тихвинская построена на средства прихожан по образцу Никитской церкви города Владимира середины 18 века. Строительство, задуманное в 1794 году, когда были сделаны обмеры прототипа, закончено в 1801 году. Особенность заказа объясняет древние для эпохи классицизма художественные формы храма, представляющие провинциальное подобие на произведения растреллевского барокко. Своеобразна и объёмна композиция. Кирпичное оштукатуренное, в основе двухэтажное здание с тридиционным трёхчастным членением плана, над трапезной имеет дополнительный, третий этаж. Утраченная благодаря этому стройность четверика храма воздаётся усложнённым, ярусным его завершением. Перекрытия сводчатые. Окна помещены в глубоких амбразурах. Внутреннее пространство храма изменено. Фасады, почти лишённые горизонтальных членений, оживляются наличниками разнообразного рисунка, особенно выразительными на колокольне.
Источник: Подъяпольская Е.Н. «Памятники архитектуры Московской области». 1975
Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Троицком монастыре, а также и о Тихвинском храме, располагавшимися в ХV-ХVII вв. в этой местности. Ранее на этом месте, где сейчас вознёс свои позолоченные купола к небу каменный храм, в незапамятные времена находилась деревянная церковь, являющаяся центром бывшей Спасской слободы Дмитрова. Смена главного придела ныне существующей церкви, вероятно, было связано с закрытием в ХVII в. Троицкого монастыря, располагавшийся неподалёку, на речке Березовец, и перенесением Троицкого придела в новую каменную церковь, которая была заложена 1 мая 1795 года на «бывшем церковном месте». Троицкая церковь — это редкий пример храма «двойника»: её намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные дмитровские благотворители Г. И. Ложкин и А. С. Фуфаев. В 1801 году церковь была окончена строительством и освящена как Троицкая (холодная) с Никольским (тёплым) приделом. В 1818 году был устроен ещё и Тихвинский придел (на хорах 3-го этажа). Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана.
Троицкая церковь является интересным примером архитектуры провинциального барокко с элементами классицизма, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Расстрелли. Однако, эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до её дмитровской «сестры». Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей. Постройка храма по идентичному проекту часто была обусловлена особой смысловою связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноимённого Успенского собора в Москве второй половины ХV века. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского Кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря в ХVI столетии. Если не считать формы куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе и в Дмитрове.
Между Троице-Тихвинской церковью в Дмитрове и храмом мученика Никиты во Владимире есть историческая связь. В паре километрах от Никитской церкви находится один из символов Владимира — Дмитриевский собор конца ХII века с белокаменным рельефными изразцами. Это был придворный храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, чьё имя он получил при крещении. Здесь стоит вспомнить, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода — Дмитрия. Киевский и Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. В середине ХII столетия он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польской (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца), Переславль-Залесский, Городец, Кострому и конечно же Москву. Сыновья князя, Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили дело отца по возвышению и укреплению городов Северо-Восточной Руси. Вот почему сходство внешнего облика подмосковной Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове и Никитской во Владимире может иметь историческую логику. Тихвинский придел, появившийся при дмитровском храме, уже после освящения, говорит как напоминание прихожанам о существовании ранее на этом месте деревянного храма и старинного монастыря, видимо пришедшего в запустение ещё до церковных реформ Екатерины II.
После закрытия храма в 30-е годы ХХ столетия, часть церковного имущества перевезли в Дмитровский музей, остальное разграбили. Были закрашены росписи Никольского придела, утрачены иконостас и церковная утварь. В советские годы в бывшей церкви располагалось отделение Всесоюзного общества слепых. В 1996 году Троицкая церковь вновь открыла свои двери для прихожан после капитального ремонта. На средства прихожан и благотворителей был установлен новый иконостас, приобретена необходимая для богослужений церковная утварь, на звоннице колокольни появились новые колокола. В 2007-м году храм окрасился в исторический зелёно-белый колер. Никольский придел был вновь расписан, а иконы для иконостаса и самого храма были выполнены подмосковным художником, иконописцем Татьяной Николаевной Акимовой в том же 2007-м году. В Троицкой церкви находится старая икона Тихвинской Божией Матери, сохранённая прихожанами в годы богоборчества.
С сайта: www.mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskovya/30 декабря 2019/Антон Саков. Троице-Тихвинский храм в Дмитрове