Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. — к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение — собор — появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. — скромный административный корпус.
Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие.
Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал — крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с «городками» и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, «дыньками» и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.
Внутренние членения собора не отвечают внешним. Благодаря широкой расстановке столбов в интерьере господствует высокое подкупольное пространство. Западные столбы стоят на пьедесталах. Пяты арок отмечены профильными карнизами из белого камня. Настенная живопись, выполненная впервые в 1824 и поновленная в 1887 и 1901 гг., забелена. Иконостас отсутствует.
Архитектура Алексеевского придела отвечает своему времени. Особенно интересен нарядный западный портал, обильно украшенный резными кирпичными деталями. Разностильные формы паперти отражают этапы ее переделок.
Комплекс Святых ворот, обращенный к бывшей дороге в Троице-Сергиев монастырь, сложился в XVII-XIX вв. Двухэтажное кирпичное здание вначале совмещало функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Выстроенный в 1672 г. нижний ярус с однопролетными воротами, сводчатыми чуланами и пекарней в 1685-1687 гг. завершила небольшая бесстолпная одноглавая Никольская церковь с развитой апсидой, трапезной и папертью. В 1834 г. к зданию примкнул с севера равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами. В результате две стены древнего храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. Никольская церковь поверх лоткового свода получила завершение ложным куполом и новый барабан с главой. Несмотря на многочисленные переделки здания, на его фасадах видны остатки декора XVII в.: ряд мелких венчающих кокошников и килевидные оконные очелья. Внутреннее убранство утрачено.
Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII вв., верхний этаж частично деревянный. Здание изменено позднейшими ремонтами. От его прежних архитектурных форм сохранились наружные лопатки и карниз с поребриком. Под штукатуркой скрываются остатки срубленных наличников с фигурным тимпаном. Внутренняя планировка новая. Сводчатые перекрытия заменены балочными.
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины XIX в.; выстроен, по-видимому, по «образцовому» проекту — цоколь, подоконники и междуэтажный пояс — из белого камня, сильно вынесенный венчающий карниз — деревянный. Лишенные наличников окна ритмично членят гладкие плоскости стен. Во втором этаже есть угловые кафельные печи, на потолках — тянутые карнизы.
Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный красно-кирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С. Ляминой. Планировка основана на коридорной системе. В трактовке национальных форм сдержанной наружной обработки чувствуется влияние архитектуры модерна.
Не имевшая оборонного значения кирпичная ограда высотой около 4, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685-1689 гг., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние, а в северном — задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса.
Борисоглебский Дмитровский монастырь, 3 класса, в городе Дмитров. Основан во 2-й половине XII века великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя святых мучеников князей Бориса и Глеба, с приделом во имя святого Алексия человека Божия, была возобновляема в 1620 году и в 1902 году. В притворе ее хранится весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 году под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение Святой Троицы, по бокам тоже рельефные изображения: на левой стороне Матери Божией и апостола Петра, на правой — апостолов Иоанна и Павла и внизу — святых «Василея, Николы и Егорея», с надписью, указывающей на 1388 год, как время поставления креста. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Борисоглебкий монастырь — один из древнейших в Подмосковье. По легенде — очевидно, далёкой от истины, — Борисоглебскую обитель основал сам Юрий Долгорукий вскоре после того как заложил сам город Дмитров. Мы же будем доверять документальным свидетельствам, тем более что и они подтверждают почтенный возраст монастыря. Так, в ХIХ веке под алтарём собора нашли каменный крест с нанесённой на него датой — 1388 год! Да и сам собор значительно выдающийся. Зримо старинный, он напоминает о Древней Руси, что неудивительно: несмотря на достаточно позднюю датировку (первая треть ХVI века), храм возведён в уже несколько архаичных к тому времени формах. Он четырёхстолпный, трёхапсидный, с могучей главой; правда, известно, что в древности собор был двуглавым. Вторая, меньшая по размеру глава венчала южную пристройку — Вознесенский придел. Собор долгое время оставался единственным каменным зданием монастыря. В середине ХVII века Борисоглебский монастырь был приписан к Новгородскому архирейскому дому в качестве подмосковной резиденции митрополита Никона, будущего Патриарха. Никон, против обыкновения, каменного строительства в обители не развернул, будучи в это время занят другими делами. Так что монастырь отстраивался «на века» уже позднее — после пожара 1672 года. Тогда появились святые ворота с надвратным Никольским храмом, келейный корпус, стены и башни. В одной из них расположились покои настоятеля. Далее архитектурный облик монастыря формировался в целом бессистемно.
В конце ХVIII века шатровую соборную колокольню заменила ныне существующая. Казалось бы, новая колокольня должна была внести «стилевую разногласицу» и вступить в диссонанс с древним храмом, но этого, на удивление, непроизошло — «вписать» колокольню получилось достаточно деликатно. Куда более заметны плоды перестройки надвратной Никольской церкви в ХIХ веке — вследствие этого вмешательства храм утратил чёткость форм и «поплыл». Тогда же, в ХIХ столетии, было построено большинство жилых и служебных зданий монастыря. Башни дошли до нас более или менее неизменными, за исключением северо-западной — её уже в новейшее время зачем-то разобрали и переложили заново «почти как было». Каковы бы ни были мотивы такой перестройки, не лишним будет напомнить: разборка подлинника и замена его копией в реставрационном деле — самая крайняя мера, когда ничто иное уже не может спасти памятник. Вскоре после революции монахи, образовав сельскохозяйственную артель, перебрались в Николо-Пешношский монастырь, а в Борисоглебском поселились инокини эвакуированного ещё в 1914 году с Западной Украины Турковицкого монастыря. Позже к ним присоединились сёстры Бахрушинской общины, находящейся под Зарайском, к тому времени уже закрытой.
Впрочем, очень скоро начались полномасштабные гонения на Церковь, и монастырь закрыли, выгнав оттуда всех монахинь. В 1926 году его передали краеведческому музею, а в 1932 году в бывшей обители обосновалось управление Дмитлага — исправительно-трудового лагеря, «специализировавшегося» на постройке канала Москва-Волга… Впрочем, как известно, канал строили не только заключённые. Вольнонаёмные селились на прилегающих к Борисоглебскому монастырю улицах, образовав так называемый городок Дмитлага. Когда строительство канала завершилось и Дмитлаг был расформирован, в бывшую обитель въехала воинская часть, занимавшая её около тридцати лет. Потом постройки передали под учреждения (а братский корпус и вовсе под жильё). Монастырь вернули Церкви в 1993 году, ныне он полностью восстановлен. В 2006 году на площади у его стен появилась скульптура, изображающая князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Автор памятника — А. Рукавишников.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №162, 2015 г.
Борисоглебский Дмитровский монастырь относится к древнейшим обитялям Подмосковья. По одной версии, ему идёт девятый век, а по другой — пятый. Есть давнее предание об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в ХII веке, почти одновременно с основанием им в 1154 году Дмитрова, названного им в честь его младшего сына, в крещении получившего имя Дмитрий. Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего, он возник в третьей четверти ХV века (в 1841 году под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки — 1467 год; а в письменных документальных источниках монастырь впервые упомянут в 1472 году в завещании удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича). Люди верили преданиям, тем более, что о документальных сведениях о монастыре мало кто знал (в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив). Дмитровские и московские князья, а в ХIХ — нач. ХХ вв. предприниматели и фабриканты, с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким — основателем столицы Москвы, стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное.
В 1537 году возводится замечательный собор во имя святых-страстотерпцев Бориса и Глеба. Это кирпичный на белокаменном подклете, четырёхпрестольный, одноглавый, крестово-купольный храм является ярким образцом московской архитектурной школы начала ХVI века. Его неоднократно достраивали и перестраивали (1620, 1656, 1778, 1824, 1887 гг.). Другим интересным сооружением в обители, сохранившимся до нашего времени, является комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом (ХVII-ХIХ вв.) — это двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Нижний ярус с однопролётными воротами (1672 г.), чуланами и пекарней (1685-1687 гг.) сверху завершался небольшой бесстолпной одноглавой Никольской церковью. В результате перестроек (1852 и 1887 гг.) комплекс Святых ворот несколько изменил свой первоначальный облик. Но сохранился надвратный Никольский храм с трапезной (1685-1687 гг.), с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1834 г.). Сохранились и Братские кельи (последняя треть ХVII в.), Настоятельский корпус (первая пол. ХIХ в.), здание Духовного правления, двухэтажный краснокирпичный корпус (1902 г.), монастырская ограда (высота около 4 м, толщина 0,9 м с четырьмя круглыми башнями по углам, 1685-1689 гг.) и некоторые другие постройки.
Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица — митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители.
В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина — Прасковья Чаплина — пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия — святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше — этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому.
Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу ХVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других — Пятницкий и Никитский — были упразднены).
В середине ХVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки его сильно к тому времени обветшали. Правда, с 1777 года при монастыре действовало духовное училище. В 1888 году отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением архитектора Ивана Павловича Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, реставрируются здания обители, на рубеже ХIХ-ХХ вв. в Борисоглебской обители провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е. С. Ляминой — вдовы крупного фабриканта И. А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры, а в 1902 году архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым на пожертвования всё той же Ляминой строится Духовное правление. Стоит сказать, что до конца ХIХ века в монастыре вели рукописную летопись.
После осенних событий 1917 года монастырская братия объединилась в артель, но уже в 1918 году монахов из Борисоглебского монастыря переводят в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины. В первой половине 1920-х гг. обитель ещё существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде. В 1921 году к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины, изгнанные большевиками.
В 1926 году Борисоглебский монастырь местная власть окончательно закрыла и отдала его здания для размещения на его территории экспозиции музея Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К. А. Соловьёвым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали всё от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли. В 1932 году музей был переведён в Успенский собор. В том же году в зданиях закрытой обители разместилось Управление канала Москва-Волга и ДМИТЛАГа. ДМИТЛАГ был одним из подразделений ГУЛАГа — Государственного управления лагерей. Здесь, в Дмитровском районе, располагался именно специализированный лагерь заключённых, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаёмными людьми и военнослужащими. Этот лагерь и назывался Дмитлаг; его управляющее структурное подразделение находилось в монастыре. Примыкающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая — образовали «городок ДМИТЛАГа», где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объёма работ или были расстреляны. Здесь работали порядка 200 тыс. репрессированных. В память о них на трассе канала установлен поминальный крест. ДМИТЛАГ просуществовал до 1937 года. С 1940-х по 1970-е гг. в монастыре находилась воинская часть, позже склады, различные организации — в основном конторы городских учреждений; часть построек были отданы под жильё рядовых горожан.
В 1993 году Борисоглебский монастырь возродился как духовный, религиозный центр Дмитрова. В 2003 году в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит в обитель Патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрождённый и отреставрированный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия, человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов. Вновь построены Свято-Духовская часовня (2000 г.), новое здание гостиницы для паломников, административный корпус.
Борисоглебский монастырь имеет и своё подворье — Преображенский храм в Балашихинском округе в селе Полтево. Обитель живёт согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях — выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, благоустройством территории. Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, которых здесь немало.
Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. — М: Вече, 2005 и с сайта www.dmitrov.bgm.ru/история/Борисоглебский мужской монастырь
Братский корпус
Братские кельи в два этажа в основном сооружены из кирпича в последней трети XVII в.в., верхний этаж частично деревянный. Здание изменено позднейшими ремонтами. От его прежних архитектурных форм сохранились наружные лопатки и карниз с поребриком. Под штукатуркой скрываются остатки срубленных наличников с фигурным тимпаном. Внутренняя планировка новая. Сводчатые перекрытия заменены балочными.
Настоятельский корпус
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с коридорной системой в обоих этажах и лаконичными ампирными фасадами характерен для монастырского жилья первой половины XIX в.; выстроен, по-видимому, по «образцовому» проекту. Цоколь, подоконники и междуэтажный пояс — из белого камня, сильно вынесенный венчающий карниз — деревянный. Лишенные наличников окна ритмично членят гладкие плоскости стен. Во втором этаже есть угловые кафельные печи, на потолках — тянутые карнизы.
Духовное правление (1902)
Духовное правление, смежное со зданием келий, самостоятельного значения в ансамбле монастыря не имеет. Небольшой двухэтажный краснокирпичный корпус выстроен по проекту П.А. Ушакова в 1902 г. на средства Е.С.Ляминой. Планировка основана на коридорной системе. В трактовке национальных форм сдержанной наружной обработки чувствуется влияние архитектуры модерна.
Ограда и башни
Не имевшая оборонного значения кирпичная ограда высотой около 4 м, толщиной 0,9 м, с четырьмя круглыми башнями по углам выстроена в 1685 — 1689 г.г., неоднократно ремонтировалась. Кроме главных Святых ворот в южном прясле имеются вторые, передние, а в северном — задние ворота. В стены встроены жилой и административный корпуса. Однотипные башни под стропильными шатрами разделены сводом на два яруса. Скромная декорация кирпичными поясами и ширинками у южных башен дополнена ложными машикулями.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.