Дмитриевское. Церковь Димитрия Ростовского.

Храм св. Димитрия Ростовского с.Дмитриевское
Храм построен в конце 18 века вместо сгоревшего деревянного храма н. средства бывшего владельца села Дмитриевское — Соломенные заводы Дмитрия Львовича Нарышкина. В 1807 году был освещён теплый правый придел во им: св. Иоанна Предтечи, а главный придел во имя св. Димитрия Ростовское освещён после победы над Наполеоном в 1813 году. Левый придел устроен во имя св. Марии Магдалины.
В архитектуре этого большого церковного здания, выстроенного в стиле классицизма, ощутимо стремление к величественности и парадности. В его архитектонике сочетаются простота, изящество и праздничная торжественность нетипичные для сельских храмов. На территории храма находилась гимназия, богадельня, кладбище. Окружала храм ограда на каменном фундаменте с такими же столбами и двумя мощными каменными башенками. Недалеко от храма в 1867 году была сооружена каменная часовня в память спасении жизни императора Александра II после покушения на него. Храм действовал до 1931 года. В последующие годы безбожного лихолетия в храме размещались мельница, склад химических удобрений и прочие. 3а этот период здание храма сильно разрушилось и обвешало…
http://tula.eparhia.ru/blagochiniya/okrug_zaoksk/d-rostovsky_dmitrovskoe/

«…В поселке другого Каширского завода – Ведминского, или Соломенного – сохранился интересный памятник церковного зодчества, выстроенный… после закрытия заводов. Еще одно название заводского поселка, впоследствии просто села, Дмитриевское, пошло от храма Дмитрия Ростовского, освященного в 1813 году. В архитектуре этого большого церковного здания, выстроенного в стиле классицизма, ощутимо стремление к величественности и парадности, но никак не лаконизму и простоте. Наиболее вероятно, что такая достаточно редкая для сельского строительства вариация стиля могла явиться в силу особенных требований его заказчика Дмитрия Львовича Нарышкина, желавшего увидеть у себя в поместье храм монументальный и торжественный, достойный только что завоеванной победы. Ведь постройка Дмитриевского храма приходится на то необыкновенное время, когда вся страна пребывала в великом волнении и радости: события 1812 года, освобождение Родины еще не стали историей. Одаренному мастеру удалось справиться с трудной задачей. Избежав «многословия» и вычурности, он добился впечатления триумфальной торжественности здания. Но здание это свободно стоит в пейзаже, а не включено в парадную композицию классической площади. Чтобы сооружение могло успешно справиться с обширным открытым пространством, архитектор стремился не отступать от компактности и геометрической простоты в его решении.
Все части церкви, расположенные на единой оси, перетекают друг в друга, образуя плотное, почти нерасчлененное основание. Широкая ротонда под высоким, сильно вытянутым вверх куполом под «фонариком» покоится над ядром храма и вместе с мощным кубическим ярусом звона колокольни образует уравновешенную выразительную группу вертикалей. В сочетании этих вертикалей, контрастных по форме, но сгармонированных по массам, сочетании бесконечно разнообразном, меняющимся в зависимости от ракурса и удаленности точки наблюдения, кроется секрет художественной выразительности памятника. С близкого расстояния, когда становятся различимы основные членения, формы и детали храма, к торжественной монументальности общего его построения присоединяется красочная мажорная тема, составленная из разнообразного и даже обильного декора первого яруса. Здесь и нарядные портики сдвоенных тосканских колонн, и большие трехчастные «итальянские» окна с пологими люнетами, и окна в арочных нишах, и окна простые, но в два света (внизу крупные, прямоугольные, вверху круглые или овальные). Фасады различных частей здания церкви выполнены различно, будь то алтарь, собственно храм или трапезная, но различаются они не по принципу простого и сложного. Меняется лишь композиция и тема декора, в то время как каждая часть фасада выполнена в духе строгих правил классической тектоники».
Источник: Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988

В ходе безграмотных работ был изуродован яркий памятник классицизма на Тульской земле — храм Димитрия Ростовского в селе Дмитриевское, построенный в 1813 году по заказу Нарышкиных. Кажется, что на объекте упражнялись мастера не знакомые даже с элементарными строительными навыками. Из стильного храма сделали невразумительное подобие церкви, без всякого понимания логики конструкции и композиции. Вряд ли была острая необходимость в таком «восстановлении», образовавшийся приход вполне мог некоторое время использовать под свои нужды помещение трапезной, собирая силы и средства для привлечения квалифицированных реставраторов. Как можно видеть на фотоснимках, сделанных до 2015 года, храм смотрится совершенно изуродованным. Нанятые строители не смогли правильно сделать полусферическое покрытие купола, фасады были замазаны цементной штукатуркой, а почти все капители сбиты. Картина немного изменилась, после проведённой реставрации в 2013-2014 годах. В результате на ротонду церкви вознёсся снова полусферический купол.

Приход села Дмитриевского, оно же Соломенный завод, расположен на двух возвышенностях, разделенных в середине рекою Скнигою, в которую под самым селом впадает речка Соломенка. Название речки, равно бывшие здесь, при слиянии рек Скниги и Соломенки, в царствование Алексея Михайловича и Петра I, казенные чугунно-литейные пушечные заводы дали селу оригинальное название «Соломенных Заводов».
Позднее, в начале XIX ст. то же село стало называться Дмитриевским по имени храма, освященного в честь св. Димитрия Ростовского. В состав прихода, кроме села Дмитриевского, входят деревни: бывшее село Ивановское, Шелеево, Мокроусово, Юрово, Козловка, Молчаново, Поляницы и Хворощино с населением в общей сложности 1088 душ муж. пола и 1129 жен. пола. Прихожане, кроме земледелия, занимаются мелочным торгом и кустарною промышленностью, обработкой щетины.
Время образования Дмитриевского прихода в настоящем его виде относится к 1813 г., когда средствами князя Дмитрия Львовича Нарышкина, бывшего владельца имения, в селе был построен каменный храм во имя св. Димитрия, Ростовского чудотворца, и в нем два придела: правый – во имя св. Иоанна Предтечи и левый – во имя Марии Магдалины. Особо чтимою в приходе считается икона Тихвинской Божией Матери, сохранившаяся от пожара церковной часовни в 1833 г., в которой и находилась названная икона.
Постоянные доходы храма – проценты с капитала в 3 595 руб. 40 коп. Причт состоит при двух штатах: два священника и два псаломщика; в пользу его поступают проценты с капитала в 1 117 руб. 50 коп. и 70 дес. церковной земли. В селе Дмитриевском состоит с 1870 г. народное училище, находящееся в ведении земства.
«Приходы и церкви Тульской епархии». Извлечение из церковно-приходских летописей. — Тула, 1895 г. Типография Соколова и Фортунатова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?