Дмитрианское (Дмитриановское), казенное село, при прудах и колодцах, в 20 верстах от Ростова, в нем 51 двор, 138 душ и 141 надел. Сельский каменный, пятиглавый, в связи с колокольнею, храм во имя св. Димитрия Солунского, сооружен в 1763 г.
О построении этого храма народная молва говорит следующее. В 1740 г. через село проезжал богатый помещик и увидал гуляющего мальчика. Мальчик ему понравился и он, выпросив его у родителей, увез его с собою и стал воспитывать. Так как помещик был холостой, то после его смерти все его богатство досталось воспитаннику. Этот последний продал все имущество и поступил в монахи, а в память о себе, на месте своей родины выстроил каменный храм, существующий и до сего времени, за исключением прежней колокольни, за ветхостью разобранной, на место которой в 1864 г. и была построена новая. До каменной церкви здесь была деревянная, но когда она нарушена, неизвестно.
Из особо чтимых икон в церкви села находятся следующие:
— икона Боголюбской Пресвятой Богородицы, почитаемая чудотворною и украшенная серебряной ризой,
— икона св. муч. Димитрия, Евстратия, Авксентия и др.,
— деревянный, обложенный медью и позолоченный напрестольный крест, внутри которого хранятся части мощей вмч. Димитрия, Василия Анкирского, Пимена Великого, Иоанна Милостивого и др.
По народному преданию, вышеозначенная икона и этот крест пожертвованы строителем храма, монахом. Других древних предметов, старопечатных книг и рукописей в здешней церкви нет.
При здешней церкви 38 десятин земли, приход состоит из одного только села.
По показанию рукописи Артынова, село Дмитрианское получило свое название потому, что это место в прежнее время принадлежало князю Дмитрию Даниловичу Луговскому, по прозванию «Охота».
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.
Не однажды в разговорах с благочинным приходов Петровского округа иереем Алексием слышал о том, что восстанавливается храм Димитрия Солунского в Дмитриановском. И хотя службы в храме практически проводить невозможно, они всё — таки проходят в этом селе. Батюшка договорился с администрацией ЗАО «Новый путь» о проведении богослужений в актовом зале конторы хозяйства, которая находится в Дмитриановском, совсем недалеко от храма. Интересна история строительства храма, пересказанная А.А.Титовым в книге «Ростовский уезд». Народная молва гласит, что однажды через Дмитриановское проезжал богатый помещик и ему понравился гуляющий на улице мальчик. Помещик уговорил родителей отдать мальчика ему на воспитание. Когда же помещик умер, всё богатство досталось этому уже выросшему воспитаннику. Он продал всё имущество, а деньги отдал на строительство храма в родном селе. Сам же ушёл в монастырь. Так и появился здесь пятиглавый каменный храм с колокольней, построенный в 1763 году. В годы советской власти помещение храма использовалось местным совхозом. И вот я попросился проехать с батюшкой на службу в день престольного праздника в Дмитриановском – 11 ноября. Тем более и повод был подходящий, в этот день намечалось не только праздничное богослужение, но и освящение доставленных к храму новой главки и креста, которые должны быть установлены после этого на церковь. Так что есть о чём написать для нашей газеты — событие очень важное в жизни прихода. Храм, наконец — то, приобретёт надлежащий вид. В актовом зале всё готово к службе. Вдоль стен установлены иконы. На один из столов поставлен подсвечник. Своеобразность проводимой здесь службе придают снопы злаков, установленных в углу зала. Они как бы символизируют связь с Господом, который щедро одаряет земли здешнего хозяйства урожаем. Также особенностью является то, что в зале установлены ряды кресел, и все, кто приходит на службу, ставят свечи в подсвечник, молятся перед иконами и усаживаются на места. Правда, в моменты службы, когда необходимо стоять, все встают.
Богослужение, которое проводится в таких обстоятельствах, называется обедницей (или Изобразительные) с причастием – это такая православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Она проводится в тех местах, где нет действующего храма и невозможно соблюсти все условия для Литургии. Интересно то, что такую службу миряне могут проводить самостоятельно, то есть без священника, в случаях, когда они не могут посещать литургию в храме по причине удалённости, бездорожья и немощи. В этом случае, правда, не может быть причастия. После прочтения необходимых молитв, большинство присутствующих на богослужении, исповедались, а затем причастились. Мне было интересно увидеть – кто же приходит на службы в Дмитриановском. Зачастую можно услышать мнение, что в храм ходят только пожилые люди, но здесь я порадовался тому, что возраст прихожан разный, от детей школьного возраста – до пенсионеров. Значит, есть перспектива у восстанавливаемого храма, есть кому ходить сюда после того, как он будет работать в полную меру. После обедницы – положенный в день престольного праздника крестный ход. Присутствующие взяли в руки иконы и пошли к храму, который, как я уже отметил, находится неподалёку. Здесь уже всё подготовлено к проведению чина освящения. Блестят крест и главка, здесь же, на полу храма, стоит барабан, на который и будет всё установлено после освящения. К этому моменту подошли ещё люди, и, что особенно отрадно, несколько детей. Так что молитвы, которые вознеслись в храме были ещё более значимей, чем те, которые звучали в конторе. Да и то, что всё действо происходило в церкви, тоже имеет большое значение.
Храм оказался не такой уж необжитый. В трапезной части на стенах висят несколько икон, в центре помещения установлены столики и аналои, необходимые для проведения богослужений. Батюшка обильно окропил ожидающие своего часа элементы храма, и они как бы ожили, получив благословение на долгую жизнь. Затем под окропление подошли участники крестного хода и чина освящения. Некоторые из них прошли к освящённому кресту и приложились к нему. Подошёл к кресту и я: когда ещё представится такой случай – приложиться к кресту, который вознесётся над храмом! Пусть же сияет он вечно над Дмитриновским и призывает людей к молитве в храме! Когда народ уже расходился, подъехал директор ЗАО «Новый путь» Морозов С.Н. Ещё по дороге в Дмитриановское, я спрашивал отца Алексия – помогает ли руководство хозяйства восстанавливать храм? На что он ответил, что помощь поступает по мере возможности, особенно техникой, песком и некоторыми другими стройматериалами – в этом отказа не бывает. В целом директор живо интересуется ходом ремонта и активно помогает. Так и сейчас, батюшка завёл разговор с директором об оказании помощи в организации хорошего подъезда к храму. Сергей Николаевич, задав несколько уточняющих вопросов, помощь обещал. Это хорошо, когда есть взаимопонимание. На обратном пути подумалось: всегда можно найти возможность помолиться, даже если кажется, что это невозможно. Было бы желание. Нашли же возможность верующие православные жители Дмитриановкого. Дай бы, Бог, чтобы это было повсеместно.
М. Попов, материал подготовлен для газеты «Православный Петровск»