Дивногорский Успенский монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Острогожска, в 7 верстах от города Коротояка, при впадении реки Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы имеют причудливые формы, напоминающие то людей, то зверей в различных видах и положениях, и именуются в просторечии «Дивами», откуда получил свое название и сам монастырь. Основан он около 1640 года иеромонахами Ксенофонтом и Иоасафом. Упраздненный в 1886 году, монастырь в 1828 году был восстановлен и в него были переведены иноки и все имущество упраздненного в том году Вознесенского Коротоякского монастыря.
В соборном Успенском храме находится главная святыня монастыря — Сицилийская или Дивногорская чудотворная икона Божией Матери, Которая изображена на этой иконе сидящею на троне с младенцем на Ее лоне. Явление этой святой иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии, где в то время было не мало православных христиан, отправлявших православное богослужение. Этим и объясняется то, что святая икона написана в грековизантийском, а не романском стиле и изображение на ней православное, вследствие чего и Богомладенец изображен благословляющим обеими руками именословно, чего не делается в Западной церкви. По преданию, эта святая икона из Сицилии уже после взятия Константинополя турками (когда многие греки переселились в Сицилию и Италию) была принесена в Россию, и Дивногорский монастырь получил ее от его основателей. В нем особым почитанием она пользуется с 1831 года, когда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась холера, появившаяся в городе Коротояке.
Кроме Успенского храма, в монастыре, на верхнем скате горы, в меловом столбе, находится пещерная церковь святого Иоанна Предтечи. Она высечена на высоте более 40 сажень над уровнем реки Дона. Алтарь возвышен над церковью на несколько ступеней, иссеченных в меловой горе; престол, горнее место и клиросы высечены из камня. Начало этой церкви, думают, положено еще здешними первопустынниками Ксенофонтом и Иоасафом; расширение же ее было делом последующих подвижников. На правой стороне, со входа в церковь, высечена внутри горы к северо-востоку пещера длиною в 23 сажени, а шириною аршина в один с половиною; начало ей положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и погребены у входа в пещеру; впоследствии она была продолжена другими; закончена она в позднейшее время. В противоположную сторону со входа начата пещера еще в прошлом столетии, а 1857 году проведена вниз к строениям монастырским и запирается здесь железною решеткой. В 2 верстах от монастыря на юг, по дороге в город Остроженск, в меловом столбе, над рекой Сосною, высотою на 40 сажень над уровнем воды, находятся остатки другой пещерной церкви. В церкви на стенах старинные изображения преподобного Феодосия Печерского, Ксенофонта и Иоасафа и др. По вместимости эта пещера-церковь была меньше церкви святого Иоанна Предтечи. Теперь вместо нее здесь часовня. Позади храма, вокруг, устроены пещеры в роде узкого коридора. Близ этих пещер совершаются проводы и встреча Сицилийской чудотворной иконы при отправлении ее из монастыря и возвращении. Икона носится с крестным ходом в города Остроженск (с 29 августа по 29 октября), Коротояк (с 1 по 14 августа), город Бобров и слободу Алексеевку (с 20 ноября по 20 февраля).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
В Лискинском районе, на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен Дивногорский Успенский монастырь. Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами. Этот монастырь был основан в середине ХYII века. Историк Воронежского края Е.Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г. Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. По его мнению, первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края. История сохранила имена первых жителей пещер — иноков Ксенофонта и Иоасафа, которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь. Церковь освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю. Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.
Официальной датой основания монастыря считают 1652 г. Первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая «бельцов». Ровно 350 лет назад, в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца. После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери. В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня. Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи. К концу ХVII — началу ХVIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом. Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином.
К началу ХVIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. В 1751 г. строится новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1758 г/ – каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери. В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. В 1786 г. Дивногорский монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря. В 1860 г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы Сицилийской Божией Матери.
В 1880-1886 гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге. В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания. Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце ХIХ в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера. В середине ХIХ века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь Иоанна Предтечи. Над входом, на выступающей меловой скале была установлена шаровидная главка с крестом. Фасад пещерной церкви был облицован меловыми блоками, прорезанными в два яруса широкими арочными проемами правильной формы.
В конце ХIХ — начале ХХ в., в период наивысшего расцвета и известности монастыря, его территория представляла собой треугольную площадь, ограниченную с севера кирпичной оградой. Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье. На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи. Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт. Средняя зона — собственно монастырский двор — была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы Сицилийской Божией Матери. В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы. В восточной зоне размещался хозяйственный двор. Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно- и двухэтажными служебными постройками. После революции монастырь не был официально упразднен, но жизнь в нем замерла. Позже в его помещениях разместился туберкулезный санаторий, просуществовавший здесь до 1997 г., когда монастырь официально был передан Епархии. Сегодня здесь — мужской монастырь, идут восстановительные работы.
В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее. В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении. С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю. Церковь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками. В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х гг. в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.
Л.В. Кригер