Жители Дивногорска, выезжающие из города в восточном направлении — в сторону города Красноярска, равно как и въезжающие в Дивногорск гости, многочисленные авто-туристы, отправляющиеся на юг Красноярского края – на озера Хакасии, в Ергаки и Туву через Дивногорск, не могут миновать участок транзитной дороги, носящей название «ул. Старый Скит», на северной стороне которой, за деревьями, стоит малозаметное 2-х этажное деревянное здание. Это и есть «Старый скит», точнее – то, что осталось от главного его строения — церкви «Образа Знамения Божьей Матери».
Все города имеют свое начало, точку отсчета. Принято считать, что Дивногорск берет свое начало со строительства Красноярской ГЭС, которое началось в 1956 г. Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на правом берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г. посёлок расширился и получил название Дивногорск. Название он получил от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. Однако мало кто знает, что Дивногорск, как поселение, всё же начинался с Красноярского Знаменского мужского монастыря, или просто Знаменского Скита.
История Знаменского Скита началась 19 августа 1888 г., когда на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению реки Енисей была заложена церковь новой иноческой обители, названной в честь и прославление Образа Знамения Божией Матери (Абалакской). Отсюда и название — Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Основан он был настоятелем Красноярского Успенского монастыря Его Преосвященством Тихоном, Епископом Енисейским и Красноярским. Строителем же и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет, в миру Федор Васильев. Будучи отставным унтер-офицером, родом из крестьянской семьи, он в 1879 г. был зачислен в братство Успенского монастыря и буквально за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха.
В 1883 г. за благочестивое иноческое житие и труды по обители Филарет был награжден набедренником. С 1887 г., будучи наместником Успенского монастыря, он начинает хлопотать о выделении земли и средств на построение нового Скита. И 25 января 1888 г. по Высочайшему повелению была представлена монастырская дача, в количестве 4602 десятин удобной и неудобной земли от реки Шумихи до посёлка Овсянка, в долине реки Енисей. Место выбрал иеромонах Филарет, плотники срубили сосновый крест и строительство началось.
В 1888-1894 гг. был выстроен комплекс построек Скита, в состав которых входили: церковь «Образа Знамения Божьей Матери» (1888-1891 гг.), настоятельский корпус (1891 г.), трапезная, часовня Святителя и Чудотворца Николая (1894 г.), двухэтажный странноприимный корпус, три одноэтажных келейных корпуса, пекарня. Ежегодно Скит принимал до шести тысяч богомольцев. На территории Скита работала одноклассная церковно-приходская школа. Скит имел собственный кирпичный и смолокуренный заводы, кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские. Церковь в честь и прославление Образа Знамения Божьей Матери срублена была за три года из листвяжных бревен приглашенным из Киренского монастыря Иркутской губернии монахом Гермагеном.
В основе архитектурного образа церкви — один из образцовых проектов, одобренных Синодом. В архитектурном отношении здание имело традиционную продольно-осевую структуру, так называемый «корабль», где вдоль оси запад-восток выстроены трехъярусная шатровая колокольня с луковичной главкой на шейке. В нижнем ярусе колокольни — помещение паперти, фланкированное помещениями лестничного блока (с севера) и сторожевской (с юга) в одну оконную ось по фасадам каждое. Далее — прямоугольное помещение трапезной в две оконных оси по фасадам под двускатной крышей. Затем – двусветное помещение храма в три оси по нижнему ярусу (с дверью по центру) и в три оси по второму ярусу (два центральных окна – спаренные). С востока к храму примыкала пятигранная алтарная апсида с завершением луковичной главкой.
Оконные проёмы первого уровня церкви имели оформление в виде «ушастых» рамочных наличников с ромбическим рисунком, восходящим к архитектуре барокко. Второй уровень окон (меньшего размера по высоте) был обрамлен простыми наличниками с фронтончиками. Четырехстенный сруб на колокольне имел с трех сторон по круглому окну типа «тондо». Четверик храма завершался восьмериком – световым барабаном с окнами наподобие окон второго яруса храма. Завершался барабан традиционной главой, граненной луковичной формы. Главы храма и колокольни были отделаны в «шапку». Крыша над храмовым четвериком – четырехскатная, усложненной формы – с треугольными фронтончиками по углам (по два на каждой стороне фасадов). По скатам крыши храмового четверика (по центру – между фронтончиками) имелись четыре ложных люкарны (с нишами для вставки икон), ориентироваными на четыре стороны света, с характерными для барокко завитками. Все три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания, стоящие на так называемом в архитектуре — «двойном яблоке». Кровля была из листового металла, окрашивалась в зеленый цвет.
Основной комплекс построек Знаменского Скита, так называемый «Белый двор», находился между Филаретовым и Гермагеновым ключами, включал в себя: «Один храм деревянный; один двухэтажный (странноприимный); три одноэтажных деревянных корпуса для помещения братии; два деревянных одноэтажных корпуса трапезной-кухни и пекарни». Трапезный корпус и церковь были построены на средства потомственного почётного гражданина, купца Тимофея Кузьмича Матонина, им же она была снабжена необходимой утварью. Настоятельский корпус был построен на средства Преосвященнейшего Тихона. Западнее его, выше по течению реки через Филаретов ключ, находился «Черный двор» — жилье для сезонных работников, скотные дворы, склады и другие хозяйственные строения.
К лету 1891 г. строительство Знаменского Скита было, в основном, закончено, и 8 июля того же года состоялось освящение церкви Епископом Енисейским и Красноярским Тихоном. Позднее, в 1894 г., на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Гадалова, при Ските была построена часовня в честь святителя Николая, чудотворца. В том же году часовня была освящена Епископом Красноярским Александром. Деревянная часовня свт. Николая встречала посетителей Скита у пристани. Она представляла собой культовую постройку «о двадцати стенах с прирубами». Архитектура часовни свт. Николая включала в себя также элементы народной архитектуры и модерна.
Летом 1904 г. во время ремонта Знаменской церкви мастером Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили «филенчатыми лопатками». Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе ее прозвали «белой лебедью». Старожилы вспоминали: «Бывало, смотришь на нее издали и кажется, будто это лебедь белая плывёт вверх по Енисею».
Важно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находился на самом берегу Енисея) он являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывавших мимо судов: выпечку, мед из собственных пасек, а также цветы, грибы и ягоды, которых было в изобилии в окрестных лесах.
В фондах ККМ находится образ Абалацкой Божией Матери, покровительствующей Знаменскому общежительному скиту. В верхней части композиции – два ангела на облаках, держащие икону Божией Матери Знамение с фигурами Николая Чудотворца и Марии Египетской в молитвенном предстоянии в клеймах (этот тип иконографии Богородицы получил название Абалацкая), в нижней – в окружении гор и соснового леса деревянный монастырский храм. Несмотря на некоторые перспективные искажения, сохранены пропорции всех частей храма и точно выявлен рисунок и цветовое решение каждой детали. Художник также с достаточной степенью достоверности передал живописный пейзаж, окружавший территорию скита. Этот памятник прошлого века отличает от вышеперечисленных то, что изображенная на нем Знаменская церковь наверняка написана с натуры и легко узнаваема. Не зря, выполняя проект реставрации, исследователи рассматривали эту икону как документ наряду с фотографическими изображениями. Благодаря сохранившимся фотографиям с видами построек скита и проекту его реконструкции (дипломный проект 1992 г. А. Лукьяновой, руководитель А.Ф. Блохин), можно судить о том, насколько важно для художника было точно изобразить здание церкви.
Весной 1920 г. монастырь был закрыт. Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Скиту до мая 1920 г. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита. Но известно, что в Скиту был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 1930-х гг. Монастырь сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 г. был переименован в детский трудовой городок №2. Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.
До настоящего времени сохранилось перестроенное здание Знаменской церкви, успевшее побыть еще и общежитием для приезжих гидростроителей. Известно также, что часовня во имя святителя Николая чудотворца простояла вплоть до 1955 г., и затем, в 1956 г., ее перенесли на 300 метров вверх по течению Енисея. Приспособили ее сначала под пекарню, потом под сторожку и, в конце концов, сломали за ненадобностью. Остальные здания Скита или разобрали, или частично перенеси в «Индивидуальный» посёлок. Один из крестов еще долго пролежал на берегу реки, разорители не успели его вывезти, однако затем бесследно исчез. Только и осталось за этим сильно изменившимся местом при въезде в Дивногорск его название — «Старый Скит». Но большинству из проезжающих и проходящих мимо людей невдомёк, что это здание на окраине города когда-то было православным храмом. Сегодня остался чудом сохранившийся бревенчатый сруб да покосившийся надгробный камень Иакова Гарича. Кстати, нет никаких данных, что послушник захоронен именно на том месте: камень мог быть перенесен туда. Последние годы обветшавшее здание используется Дивногорским фондом художников под мастерские. К дендросаду добавили розарий. Сейчас в этом мини-парке произрастают 43 вида деревьев и кустарников, 23 из которых интродуценты — не характерные для данной местности деревья.
Подводя итоги, можно сказать, что для г. Дивногорска, Старый Скит является очень ценным историческим памятником, отличающимся своей самобытностью. Реконструкция этому зданию необходима, дабы наши корни не канули в Лету… Нужно, чтобы новое поколение не только узнавало из книг об истории возникновения города Дивногорска, но и видело наяву, чтило память святых отцов, бережно относилось к памятнику и помнило, как все начиналось…
В последнее время внимание к «Зданию Старого Скита» значительно возросло. В 2013 г. «Здание Старого Скита» приказом Министерства культуры Красноярского края №224 от 06.05.2013 внесено в перечень выявленных объектов культурного наследия. В марте 2017 г. приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края №94 от 02.03.2017 «Здание Старого Скита» (с наименованием «Знаменский скит», 1888 г.) внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации, утвержден предмет охраны, границы и режим использования территории объекта культурного наследия.
В 2016 г. на кафедре Архитектурного проектирования Института Архитектуры и Дизайна Сибирского федерального университета защищена магистерская диссертация на тему: «Реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Знамение Богоматери. Старый скит красноярского Знаменского мужского монастыря», расположенного по адресу г. Дивногорск, ул. Старый скит, 2» (руководитель: В.А. Чукреев, выпускник: Е.О. Вовк).
http://krascskn.ru/norm-doc/item/123-staryj-skit-1988g