Дивная Гора. Церковь Троицы Живоначальной.

В девяти километрах на юго-восток от города, по самой прямой и короткой дороге на Ярославль, в старину называвшейся Ефремовской, на холме у слияния речек Воржехоти и Чечеры стоит Троицкая церковь на «Дивной Горе». В древности холм и урочище имели языческое название — Кобылья гора. Вокруг него располагалась в XVI веке «Сырейская слобода», жители которой занимались выделыванием сыромятных кож. На холме стояли две деревянные церкви св. Троицы и св. Флора и Лавра, считавшихся в православии покровителями коней. В 1674 году известный своей огромной строительной деятельностью Ростовский митрополит Иона Сысоевич по некоему видению основал здесь монастырь, заложив каменный храм св. Троицы, и переименовал урочище Дивной горой. В названии слились сакральные и эстетические мотивы: примером послужили Дивногорский монастырь близ Антиохи и в Малой Азии, где в VI веке подвизался известный святой Семион Столпник, Дивногорец или Дивная гора на Сицилии, где произошло «диво» — явление иконы Богоматери Дивногорской Сицилийской. Свою роль сыграла открывавшаяся с высоты холма красота окрестного пейзажа.
Заложенный Ионой храм был завершен при его преемнике Иоасафе в 1694 году. Его архитектура вобрала в себя черты ионинских памятников Ростова Великого и московского нарышкинского барокко. Своими ступенчатыми объемами, силуэтом глав и колокольни храм естественно вырастает из основания — холма и сливается с зубчатой каймой окружающего леса, создавая действительно дивный по красоте архитектурно-природный ансамбль. А местная легенда, возникшая, вероятно, в XVIII-XIX веках на основе нового названия и преданий о событиях смуты начала XVII века говорит о другом «диве» — как уходившие из Углича, разгромившие защитников города то ли татары, то ли поляки, увидели в вечерних сумерках на склоне горы воскресших воинов, приняв за них снопы, поставленные крестьянами. Увидели и в страхе бежали…
В. Ерохин Углич: Дыхание веков ООО «Издательство «ПЛАНЕТА» 2007.
Дивная Гора — один из последних листков ныне уже опавшего венка древнего Углича, венка монастырских твердынь, кольцом охватывавших город. На дорогах, на дальних подступах к Угличу стояли эти твердыни. Дивногорская пустынь запирала старую ярославскую дорогу примерно в десяти верстах от города. Теперь никакой твердыни здесь нет, лишь одна Троицкая церковь(1694) украшает Дивную Гору. По правде, и горы тут нет. Просто невысокий холм поднимается над окружающей местностью, но церковь, воздвигнутая на его вершине, поставлена так, что этот веселый, зеленый холм, каких немало среди русских раздолий, превратился в подлинную дивную гору. Когда впервые приходишь сюда, испытываешь знакомое чувство изумления перед характерным для нашего старого зодчества умением органически слить природу и искусство. Прекрасна Дивная Гора — кудрявый, зеленый холм, ставший подножием архитектурного памятника. Идешь, любуешься, а когда поднимешься на холм, посмотришь на церковь вблизи, новое чувство изумления перед художественной чуткостью простых русских людей охватывает тебя. С какой поразительной меткостью дано название: Дивная Гора! Не церковь, а именно гора. Название прямо указывает на основную удачу зодчего, на то мастерство, с каким он сумел вписать свое сооружение в окружающую природу.
А церковь? Она хороша, даже очень хороша, но все же имени Дивной не заслужила. Памятник живописен, особенно с северной стороны, откуда глазу открываются разнообразные, тесно слившиеся объемы главного храма, двухэтажного притвора с колокольней над ним, паперти, украшенной аркадой окон и усложненной высоким открытым крыльцом. Подойдя ближе, разглядывая резной убор, которым богата церковь, сразу замечаешь различные влияния. Вот в прекрасном аркатурном пояске, который охватывает стены главного храма, проглянул Ростов Великий. Килевидные арочки храма ни с чем не спутаешь. Это древний Успенский собор Ростова, это Спас-на-Сенях, и Иоанн Богослов, и Спас-на-Торгу. Это Ростов. Однако пояс арок в Троицкой церкви сдвинут на самый верх стен. Казалось бы, это не по-ростовски. Нет, в богатейшей сокровищнице ростовского зодчества не трудно найти и подобные решения. Так размещен аркатурный поясок в Спасо-Песоцком соборе. Полной неожиданностью выглядит под этим старинным пояском восьмигранное окошко. Взглянешь на него и впечатление древности рухнет, и вспомнишь, что Троицкая церковь сравнительно поздний памятник.
Черты московской архитектуры конца XVII века явственно проступают во всей постройке. Зодчий чисто по-московски стремится принарядить памятник, поразить зрителя разнообразием и богатством убора. Отсюда граненые купола, круглые слухи В шатре колокольни, три различных вида окон, отсюда богатые резные наличники, рисунки которых по тем временам здесь, в глуши, были новинкой. Характерно, что эти наличники мирно соседствуют с древним поребриком и не менее древними квадратами ширинок. Вся эта смесь старых и новых веяний придает памятнику живописность и делает его очень характерным для своего, переходного, времени. Можно сказать и смелее: все это убранство сообщает зданию своеобразную прелесть, но в то же время за этой нарядностью несколько теряется его ясность и цельность, хотя весь резной убор сооружения сделан без навязчивости. Стоишь, любуешься, да, именно любуешься, а в мыслях: — Дивная Гора! Ведь надо же было так назвать! Какая строгая оценка! Какой безупречный вкус! Веками вкус этот воспитывался на бесчисленных памятниках нашего зодчества, образцах подлинно великого искусства. Полностью можно согласиться с И. Э. Грабарем, который писал: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусств, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
М. Рапов Каменные сказы. Сокровища древней русской архитектуры Ярославской области. Ярославль, Верхне-Волжск. кн. изд., 1965

Дивногорское. Бывшая пустынь. Церковь во имя св. Живоначальной Троицы каменная, двухэтажная, приходская, прочная. В верхнем этаже — во имя св. Живоначальной Троицы летняя; в нижнем этаже — во имя св. муч. Флора и Лавра зимняя; престолов в каждой из них — по одному. Храм построен в 1694 г. Земли церковной 36 десятин 1990 кв. саж.
Церковный дом для священника, церковного капитала 200 руб. В приходе церковно-приходская школа с библиотекою для внеклассного чтения, содержится на средства прихожан и церкви. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Казенного жалованья причту 83 руб. в год, причтового капитала в процентных бумагах 2944 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Божественная служба не прекращалась до начала 60-х годов ХХ века. Возрождение храма началось в 1995 году, 8 сентября того же года состоялась первая Божественная литургия, которую возглавил владыка архиепископ Михей. Верхний летний храм в честь св. Животворящей Троицы и нижний зимний храм в честь св.мчч. Флора и Лавра освящены архиерейским чином 31 августа 2004 года архиепископом Кириллом.
http://uglich-div-gora.cerkov.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?