Преображенский собор
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки. Молодая игумения не посоветовалась с блаженной Прасковьей Ивановной. Когда уже шла закладка собора в 1907 году, блаженная сказала: «Собор-то собор, а я усмотрела, черемуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили». Келейница решила, что уже поздно что-либо менять, и слова эти не передала, а сказала: «Благословляет».
Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева, братьев Арцыбушевых и других. Храм построен в неорусском стиле по проекту архитектора А. Е. Антонова, техником-строителем был А.А. Румянцев (впоследствии погибший в лагерях в годы репрессий). Архитектурный облик храма дает ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Изнутри стены были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника П. Парилова. В 1916 году строительство в основном завершилось, были и иконостас, и вся утварь. Тут спохватились, что забыли устроить отопление. Это оттянуло освящение собора на год, но с началом революции освятить его уже не удалось. Долгие годы в соборе царила мерзость запустения, здесь был гараж, потом тир. На кровле росли деревья, как и предсказывала блаженная Прасковья Ивановна. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас построена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).
Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Второй монастырский собор, теплый, зимний, о строительстве которого говорил преподобный Серафим Саровский. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки.
При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то».
Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим.
Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, композиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Высота Преображенского собора снаружи – 48 м 50 см, внутри – 35 м 45 см. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам. Храм приподнят на высокий стилобат, куда ведут широкие лестницы в знак духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Объем храма имеет ступенчатое построение с нарастанием к центру, от боковых пристроек к основному объему, завершенному полукружиями закомар, и далее к пятиглавию с повышенным центральным барабаном.
Настенную роспись собора выполнили сестры под руководством палехского художника Павла Львовича Парилова, преподававшего с 1902 года иконопись и фреску в Серафимо-Дивеевском монастыре. Иконы также были написаны сестрами.
В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты — дар петербуржцев — уже украшали его. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто «Новый собор». Предполагалось освятить его в честь иконы Божией Матери «Умиление».
В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Владимир Смирнов так описывает этот храм в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения». По воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой), новый собор несколько раз собирались взорвать, но не разрешили – могли повредить окружающим постройкам.
Паломница, побывавшая в Дивееве в 1979 году, отметила: «Зашли в полуразрушенный и загаженный храм Преображения, который так и не успели освятить до революции. На стенах сохранились живописные изображения некоторых святых, и мы, достав свои молитвословы, под руководством Марии стали петь тропари этим святым. Вдруг посреди наших песнопений раздался крик. В проеме возникло два милиционера». В советское время на кровле собора, как и предсказала при его закладке блаженная Параскева Ивановна, выросли деревья.
В 1991 году власти передали собор возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 20 августа/3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых преподобной Марфы Дивеевской. Новый собор был посвящен Преображению Господню. В том же 1998 году были освящены: 14/27 октября – правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных и 8/21 декабря – левый нижний в честь Всех святых. Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 8/21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских – 29 июля/11 августа 2006 года.
Накануне праздника Святой Троицы 2008 года завершилась роспись храма, продолжавшаяся пять лет. Бригаду, в которую вошли мастера из Самары, Ульяновска, Владимира, Палеха и Шуи, возглавили художники из Самары – Анатолий и Ольга Беляевы. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня. Фрески выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. Основные сюжеты росписи – евангельские события и притчи, в медальонах изображены лики святых. Иконостас – резной, золоченый, выполнен из липы мастерами из города Шуи Ивановской области.
В Преображенском соборе хранится сень, которая на летний праздник преподобного Серафима, выносится наружу и устанавливается перед храмом на соборной площади. Под сень на специально устроенный помост возлагают раку с мощами святого саровского старца. В остальное время под сенью в соборе стоит большой мощевик. В храме находится множество икон и ковчегов с мощами, есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией, в приделе Всех святых помещена витрина с вещами, имеющими отношение к Саровской пустыни и батюшке Серафиму.
«Собор стоял у канавки Царицы Небесной. Он был по величине такой же, как и летний холодный собор, и создавал великолепный монастырский ансамбль Града Царицы Небесной» (Протоиерей Стефан Ляшевский).
Проект нового собора был разработан архитектором А.Е. Антоновым и с июля 1906 по апрель 1907 года рассматривался в Строительном отделении Губернского правления. Дважды к проекту были предъявлены замечания, и лишь на третий раз он был согласован. Тем временем определилось место будущего собора и продиктовано оно было соображениями чисто практическими: там, где согласно Дивевскому преданию преподобный Серафим благословил возвести зимний собор, уже стояла Тихвинская церковь. И хотя митрополит Серафим (Чичагов) настаивал на том что бы строить именно на этом месте, игуменья Александра не пожелала разбирать Тихвинский храм.
10/23 июня 1907 года состоялась закладка собора на свободной от застройки территории, юго-восточнее Троицкого собора, вне Канавки Божией Матери. Во время этой церемонии блаженная Паша Саровская произнесла слова, которые звучали пророчеством о грядущем запустении в храме: «Собор-то собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора выросла, как бы не завалила и собор-то!».
Храм строился около десяти лет на средства московского купца Ф.В. Долгинцева, под техническим руководством А.И. Румянцева и под надзором архитектора П.В. Харко. В 1916 году он был подготовлен к освящению и расписан сестрами под руководством художника П.Л. Парилова из Палеха. Иконостас и утварь были готовы, но, из-за революции 1917 года величественный пятиглавый собор в неорусском стиле, который предполагалось освятить в честь иконы Божией Матери «Умиление», остался не освященным на 80 лет…
Интересно отметить, что в 1990-х годах игуменья Серафима (Черная-Чичагова) совместно с двумя московскими специалистами обращалась к митрополиту Николаю с ходатайством о передвижении собора на территорию Канавки Божией Матери. В этом случае собор занял бы пустующее место и разместился она одной оси с Троицким собором, воплотив, таким образом, пророчество Преподобного в жизнь.
Основу объемно-планировочной структуры храма соборного типа составляет мощный четырехстолпный пятиглавый четверик, поставленный на подклете. Фасады четверика имеют трехчастное деление, переходящее в полукружия закомар, средние из которых шире и выше боковых. Несмотря на значительные габариты, храм кажется устремленным ввысь. Это впечатление создается ступенчатым построением его составляющих объемов, с поэтапным нарастанием к центру. Движение вверх начинается от крыльца к западному притвору, от боковых притворов к центральному объему и далее, от закомар к пятиглавию с повышенным центральным барабаном увенчанным шлемовидной главой.
Внешнему облику храма полностью соответствует внутреннее пространство, чрезвычайно динамичное. В столбах и парусных сводах применен железобетон, еще не имевший в ту пору повсеместного распространения: четыре железобетонные столпа квадратного сечения поддерживают кирпичные подпружные арки несущие своды и центральный барабан.
Неосвященный собор называли Новым. После закрытия монастыря он был разграблен. Несколько лет в нем помещался тир. Здание было передано церковному приходу весной 1991 года. Ремонтно-реставрационные работы начались в 1992 году, параллельно с ними выполнялись натурные исследования.
Освящение главного престола в честь Преображения Господня совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай в сослужении 20 священников 3 сентября 1998 года.
В 2006 году купола Преображенского собора были покрыты сусальным золотом. К 2008 году иконописцами из Самары под руководством Анатолия Беляева были закончены росписи стен и сводов храма.
http://аргрупп.рф/preobrazhenskij-sobor/