Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь (каменная)
Поселившись в Дивееве, первоначальница обители матушка Александра сначала занялась перестройкой старинной деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и пристроила к ней теплые приделы во имя Казанской иконы Божией Матери (1772 г.) и в честь святителя Николая (1776 г.). В своих горячих молитвах матушка Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной. Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь в честь Казанской Ее иконы именно на том месте, где Она явилась матушке Александре, — рядом с деревянной. Строительство началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь.
В начале 1780 года саровский строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь свт. Николая. Однажды, когда мать Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, она услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана». На подоконнике кельи обрела матушка чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.Впоследствии еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово. Новая каменная церковь была приходской, однако преп. Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.
Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком». Во времена гонений на православную веру, после закрытия храма в 1940 году, купол и колокольня были разрушены, долгое время в церкви размещался склад. Прошли тяжелые десятилетия…
Вновь стала возрождаться Дивеевская обитель, и исполнилось предсказание Преподобного — в 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола. Шум строительных работ все лето до осени слышался даже глубокой ночью. 31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря — на купол Казанской церкви. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма, а также созданы новые композиции, отражающие события истории Дивеевской обители. 31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преп. Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. 8 сентября Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, освятил правый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана, а 17 октября — левый придел во имя святителя и чудотворца Николая.
Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

С этого храма началась история Дивеевского монастыря. Строительство храма началось в 1773 году. В благословенной грамоте Преосвященного Симона, епископа Рязанского, говорится: «Прошлаго 1773 года сентября 24 дня, по прошению того села приходских людей, а по данной от Антицессора нашего Преосвященного Палладия Епископа бываго Рязанскаго Благословенной Грамоте вместо означенной деревянной построена в том селе вновь церковь каменная с двемя приделы в вышеозначенныя Храмоимяновании» (ГАНО. Ф. 570. Оп. 555. 1779 г. Д. 31. Л. 9).
Трехпрестольный Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Казанский и Никольский приделы были холодные — для летнего времени, а Стефановский устроен теплый — для зимнего. Стефановский придел был наименован чудесным образом. Когда преподобная Александра молилась, прося Господа указать, во имя кого освятить третий престол церкви, раздался голос, возвестивший, что его надо будет посвятить первомученику архидиакону Стефану. На подоконнике кельи матушка обрела чудесно и неизвестно откуда явившийся образ этого святого, написанный на простом, почти неотесанном обрубке дерева.
По сооружении храма, в 1779 году, преподобная Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева – частицы святых мощей, из Москвы – колокол в 76,5 пуда и необходимую церковную утварь. В описи церковного имущества, удостоверенной благочинным священником села Сарминский Майдан Петром Филипповым, говорилось: «В настоящей церкви на престоле одежда первенивая по красной земле с разными цветами, на жертвенник камчатая голивая по красной земле з зелеными цветами, занавеса тавтяная красная, Евангелиев три, первое на полуалександрийской бумаге, (…) и на оных Евангелисты все сребреные и позлащеные. (…) Иконостасы новые резные позлащеные и в них иконное изображение живописной работы. Ризнаго одеяния вновь прибавлены: шестеро риз разных материев…».
Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. Незамедлительно, уже на следующий день, 20-го числа, отец Пахомий написал письмо Преосвященному Симону с сообщением об освящении Казанской церкви. Посвящение первого храма обители Казанской иконе Божией Матери напоминает о том, что Дивеево находится в земном жребии Пресвятой Богородицы, и о тех великих милостях, которые Царица Небесная постоянно являет обители с первых ее дней.
Новая каменная церковь была приходской, однако преподобный Серафим Саровский говорил, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.
Внутреннее пространство церкви имело четкую и ясную структуру. Трехнефная трапезная связывалась с молельным залом низкой аркой, устроенной на ширину центрального нефа. В интерьере храма главенствовал молельный зал, хорошо освещаемый через три яруса окон. Диагональные грани восьмерика покоились на парусах. Стены четверика переходили в восьмериковые грани без каких-либо уступов, благодаря чему появлялось особенное чувство простора. Полы во всех помещениях были выполнены из чугунных орнаментированных плит, стены и своды побелены. Ярусное построение объемов и плавные линии куполов придавали новой церкви села изящный вид. Возвышавшийся над крестьянскими избами легкий силуэт храма был издалека заметен по всей округе.
После закрытия монастыря богослужения в приходской Казанской церкви не прекращались. Настоятелем в то время был протоиерей Павел Перуанский. Умер он на Пасху 1938 года в Арзамасской тюрьме митрофорным протоиереем. Говорили, что незадолго до ареста власти спросили его: «Ты пастырь или наемник?» Он ответил: «Я – пастырь».
Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни. Случайный прохожий едва ли мог разглядеть во внешнем облике этого строения замечательный памятник архитектуры русского барокко. Церковь представляла протяженное одноэтажное здание, перекрытое двускатной крышей, с большим количеством оконных проемов разной величины. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом — мастерские, и очень долго в храме был склад.
В 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. В 1996 году в четверике храма отмыли старинные фрески на евангельские сюжеты работы дивеевских сестер. В преддверии торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, готовить Казанский храм к восстановлению не планировалось, однако по предложению директора концерна «Росэнергоатом» Э.Н. Поздышева и по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия решено было начать его реставрацию. Научное руководство осуществлялось архитектором В.В. Ковалем и инженером Ю.А. Ковалем. Финансовую помощь в реставрации храма оказал председатель совета директоров московского «Эргобанка» В.В. Мешалкин. Генподрядчиком было определено ООО «СК Рест» (директор А.А. Суворов). На строительной площадке неотлучно находился главный прораб этой организации – Н.А. Арсенов. ННПЦ «Практика» (директор С.К. Забелин) выполняло отсечную гидроизоляцию и металлоконструкции завершения колокольни. ООО «Декор» (директор В. М. Патрунин) занималось кровельными работами, изготовляло главы и кованые кресты с последующим их золочением.
«Ныне мы являемся очевидцами Божиего чуда. В марте еще даже не намечалось восстановление Казанской церкви. Без купола и колокольни она напоминала собой простое здание. Но предстательством Царицы Небесной и преподобного Серафима нашлись доброхоты, которые сказали, что к такому празднику обязательно нужно начать восстановительные работы, и обещали помочь. Хотелось бы сделать батюшке сугубый подарок – к его памятной дате восстановить первый храм обители» (Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова)).
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. Во время водружения креста серые зимние облака покрывали небо. Однако как только крест был установлен, в вышине над горизонтом появилась узкая полоска неба удивительного лазурного цвета. С этой полоски небо стало очищаться, облака отходили все дальше и дальше, и через час над монастырем весь небосвод стал нежно-голубым, ясным и чистым. Храмы осветились розовыми лучами заходящего солнца, и нельзя было не радоваться перемене хмурой погоды на ясную.
14 июля 2004 года состоялся чин освящения и поднятия на ярусы колокольни Казанской церкви новых колоколов (г. Тутаев Ярославской области), главный из которых, весом в 2 тонны, украшен изображениями Казанской иконы Божией Матери, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и свв. Царственных страстотерпцев. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).
31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. Чин великого освящения совершили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев. По окончании первой Божественной литургии во вновь освященном храме митрополит Филарет обратился к участникам богослужения со словами приветствия.
Реставрацию внутренней штукатурки и живописи, а также новые настенные росписи выполняла бригада под руководством московского художника Ярослава Рылло, расписавшая храм преп. Серафима в Сарове к торжествам 100-летия его прославления. Иконостасы изготовлялись бригадой резчиков под руководством И. Титова по проекту архитектора Т. Титовой. Иконописными работами руководил художник А. Анциферов. В трапезной части сделаны изображения фрагментов Дивеевской истории. В четверике сохранились старинные росписи дивеевских мастериц из живописной и иконописной мастерских.
«Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская Церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма» (Преподобный Серафим Саровский).
8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября 2004 года – Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек.
Весной 2007 года из семи вариантов эскизного проекта архитектора Виктора Коваля был выбран наиболее приемлемый, на основе которого инженеры ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» подготовили рабочий проект. «В работе по строительству новых приделов перед нами стояла очень сложная задача, – пояснил автор эскизного проекта архитектор Виктор Коваль. – Казанская церковь – памятник архитектуры федерального значения, построенный в стилистике русского барокко, имеющий сложную строительную историю. Занимаясь разработкой проекта новых приделов, я опирался на «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где в нескольких местах даны предсказания батюшки Серафима об этих приделах, но довольно схематичные, и с этим тоже нелегко было разобраться. Когда церковь еще не была восстановлена, высказывались мнения о необходимости одновременного проведения работ по ее реставрации и строительству новых приделов. Предполагалось, что это укрепит ее конструктивно, поскольку она имела большие трещины и практически лопнула пополам. И уж тем более никто тогда не думал, что приделы будут построены спустя несколько лет».
Строительные работы по возведению с северной и южной сторон новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение первого придела церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 21 августа 2008 года владыка Георгий освятил еще один придел в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Придел освящен в честь преподобных жен дивеевских Марфы, Елены и Александры. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил 3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором. Росписи придельных храмов выполнены художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова.
В Казанском соборе почивают святые мощи дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). В памятные дни этих святых здесь совершаются праздничные богослужения в их честь и молебны им.
«Есть храмы большие, величественные, а есть – камерные. Казанская церковь – из их числа. Это такая тихая радость» (Художник Ярослав Рылло).

Казанский собор

Строительная история старейшего монастырского храма имеет следующие этапы:
1773-1779 г.г. – строительство в селе Дивеево приходской трехпрестольной Казанской церкви на средства А.С. Мельгуновой (в монашестве Александры);
90-е г.г. XVIII в. – расширение трапезной Казанской церкви в западную сторону за счет пристроев с севера и юга по бокам колокольни;
1829 г. – строительство с благословения Серафима Саровского для Дивеевской монашеской общины церкви-придела во имя Рождества Христова с примыканием к западному фасаду Казанской церкви по проекту арзамасского городового архитектора С.И. Соколова;
1830 г. – устройство церкви во имя Рождества Богородицы под церковью Рождества Христова для Дивеевской монашеской общины;
1872 г. – реконструкция трапезной: разобраны внутренние стены, пробиты новые оконные проемы, переложены пилястры. Построена закрытая паперть эклектичного стиля у южного входа в Казанскую церковь;
1876 г. – устройство вокруг церкви новой каменной ограды;
1884 г. – расширение алтарей приделов Казанской церкви: разобраны алтарные преграды, переложены своды; в приделах выполнены новые иконостасы; чугунные полы в церкви частично заменены на деревянные;
1889 г. – выполнены настенные росписи в молельном зале и алтаре;
1900-1905 г.г. – устройство нового позолоченного иконостаса Казанской церкви на средства прихожан;
1937 г. – закрытие храма;
1947 – 50-е г.г. – разборка верхних ярусов колокольни и храмовой части до карниза трапезной, устройство двускатной крыши над оставшимся объемом здания, использование под складское помещение;
1991 г. – Казанская церковь передана возрожденному Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю.
Производственные реставрационные работы начались в мае 2003 г.
В ходе работ утраченные ярусы колокольни и храма были восстановлены из большемерного кирпича. Максимально сохранялась штукатурная отделка интерьеров, а также выявленные из-под поздних закрасок фрагменты настенной живописи.
31 июля 2004 г. в отреставрированном Казанском храме состоялось освящение главного престола. 31 июля 2004 г. главный престол воссозданного храма был освящен накануне дня празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Правый придел был освящен во имя первомученика архидиакона Стефана Преосвященным Георгием, епископом (ныне — миторполитом) Нижегородским и Арзамасским, 8 сентября 2004 г., а левый – им же 17 октября 2004 г.
http://аргрупп.рф/kazanskaya-cerkov-diveevskogo-monastyrya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?