Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь.

Колокольня и главный вход на территорию монастыря. Начало постройки колокольни относится к 1893 году, проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Первые колокола подняли на неё в октябре 1901 года. Колокольня пятиярусная, высота её от земли до верхнего карниза – 55,4 м, а высота с кровлей и крестом – 70,3 м. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на верху колокольни, лишённой купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Ди веево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря.
Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо-Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. Автор проекта – архитектор А.И Резанов.
Преображенский собор построен по проекту архитектора А.Е. Антонова. Закладка собора состоялась в 1907 году, к 1916 году строительство было в основном завершено. Внутренняя отделка и роспись стен от пола до потолка были выполнены силами сестер иконописной мастерской монастыря под руководством палехского художника П. Парилова. Освятить собор не успели – грянуло революционное лихолетье. В 1991 году собор передан возрожденному монастырю, освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. В том же году освящён южный придел в честь собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных, а северный придел – в честь Всех святых.
Трапезный храм во имя Святаго благовернаго князя Александра Невскаго расположен поблизости от Троицкого и Преображенского соборов и вместе с ними образует просторную красивую центральную площадь монастыря. Построен в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Трапезный зал вмещал до 1600 человек. В западной части здания размещалась кухня. 14/27 ноября 2000 года храм вновь освящён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.
В самом начале обхода Канавки я оглянулся назад и восхитился видом, который и предлагаю на снимке. Здесь видна алтарная часть храма св. Александра Невского, колокольня, Троицкий и Преображенский соборы и земляной вал высотой 2,15 м с внутренней стороны канавки. По верху вала проложена хорошо выполненная дорожка, огражденная металлической декоративной оградой.
Канавка. Особая дивеевская святыня. Расположение ее в плане, глубина канавки и высота вала (2м 15 см) указаны Преподобному Серафиму самой Богородицею. Начало устроения канавки относится к 1827 году. По словам Преподобного, канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут обошла ее Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Протяжённость Канавки – около 800 метров.
Источник преподобного Серафима. Расположен примерно в 15 километрах от Дивеева на окраине саровского леса. В полукилометре отсюда – город Саров (бывший Арзамас-16). Источник чудесным образом открылся в 60-х годах прошлого века. Купаются в нём православные , несмотря на то , что вода в нём холоднющая, всего градуса 4. Небольшая часовенка – место для омовения. Часовня на берегу пруда, образованного источником преподобного Серафима.
Последнее перед разгоном монастыря богослужение совершено 21 сентября 1927 года. Передача храма верующим состоялась в октябре 1989 года. Весной 1990 года восстановлен крест, богослужения возобновились в апреле 1990 года. С 1 января 1991 года богослужения в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. 30 июля 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и положены в Троицком соборе.
Сведения о зданиях монастыря почерпнуты из путеводителя, приобретенного мною в одной из иконно-книжных лавок.

Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, общежительный, в 24 верстах от города Ардатова и в 12 верстах от Саровской пустыни, близ села Дивеева, на берегу реки Аомовки. Первоосновательницей обители была помещица Владимирской губернии Агафея Симеоновна Мигульнова, в иночестве Александра (+ 13 июня 1789 года). В 1788 году она построила рядом с сооруженной ею в селе Дивееве на свои средства Казанской церковью 3 кельи с надворными строениями и положила здесь начало женской общины. После смерти ее, попечение об обители принял на себя, исполняя волю матери Александры, преподобный Серафим Саровский (см. 2 января). В 1827 году преподобный Серафим устроил особую общину, отдельную от общины при Казанской церкви, в 100 саженях от нее, на пожертвованном г-жей Постниковой участке земли, соорудив здесь в 1829 году двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. После кончины преподобного Серафима обе общины были соединены в одну, с наименованием ее Серафимо-Дивеевской. В 1861 году Серафимо-Дивеевская община возведена в монастырь. Пользуясь покровительством преподобного Серафима при жизни его и крепкая верою в его молитвенное представительство о ней после его кончины, обитель достигла высокой степени внутреннего и внешнего благоустройства.
Соборный храм во имя Живоначальной Троицы поражает своим величием и красотою. Сооружался он с 1848 по 1875 годы. Живопись его обладает высокими художественными достоинствами. Вся она есть духовная жертва Дивеевских подвижниц, несущих «живописное послушание». В соборе хранится драгоценная святыня — икона Божией Матери «Умиление», пред которою молился и скончался преподобный Серафим. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными руками на груди, без Богомладенца; икона написана на полотне, натянутом на кипарисную доску, и украшена серебряной вызолоченною ризой. Перед нею теплится неугасимая лампада из серебра, украшенного разноцветной эмалью, пожертвованная Государем Императором Николаем Александровичем в 1902 году. Здесь же находится икона Успения Божией Матери, с камнем от гроба Ее, в золотом ковчеге, присланная в дар при грамоте от Кирилла, патриарха Иерусалимского, В монастырской кладбищенской Преображенской церкви алтарь устроен из дальней пустыньки (пустынной кельи) преподобного Серафима; кругом его — светлый коридор, где за стеклом помещаются принадлежавшая преподобному Серафиму вещи: лапти, сапоги, кожаные рукавицы, топорик, кафтан, шуба, шапочка, камилавка, шерстяная полумантия и четки, выточенные из дерева самим преподобным.
В алтаре хранятся: Евангелие с псалтирью, в кожаном переплете, которое преподобный всегда носил с собою, епитрахиль и поручи, в которых он принимал святые Тайны, и часть Четьих Миней с собственноручной надписью преподобного, Благоговейное внимание богомольцев привлекает деревянный домик в обители, представляющий как бы футляр, в котором хранится ближняя пустынка преподобного Серафима, сохраняющаяся в том самом виде, в каком была при его жизни. Здесь хранятся: обрубок дерева, который преподобному Серафиму заменял стул, часть камня, на котором он молился в кельи. При монастыре гостиница для богомольцев, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют с двухклассной школой для девочек — сирот. В монастыре находится завод церковных свечей, фабрика черных монашеских материй для мантий и ряс и множество мастерских: иконная, киотная, чеканная (для чеканки иконных риз), церковных облачений, шитья по золоту, кружевная, вязальная, столярная, типография, литография, фотография, метахромотипия; имеются пасеки, сады и большое сельское хозяйство с мукомольной мельницей; все работы, кроме конного двора, производятся только трудом сестер, которые разделяются на более чем 70 «послушаний», каждое во главе с опытной «манатейною» монахиней; искусство иконописи, а также занятия метахромотипией и фотографией доведены здесь до высокой степени совершенства. Монастырь имеет подворье в Нижнем-Новгороде.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Серафимо-Дивеевский монастырь стал четвёртым земным уделом Пресвятой Богородицы. Он был основан по Её указанию на месте, избранном Божией Матерью, и возрастал под присмотром и стараниями преподобного Серафима Саровского. Это призошло около 1760 года в Киеве. После усердной ночной молитвы Агафья Семёновна Мельгунова увидела Пресвятую Богородицу, Которая сказала ей: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя… Я пришла возвестить тебе волю Мою: иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева!» Агафья Семёновна рассказала о видении старцам Киево-Печёрской Лавры, и они, признав видение истинным, благословили её отправиться в путь и ждать указания Богоматери. Странствуя, Агафья Семёновна пришла в Нижегородскую губернию и направилась в Саровский монастырь, в то время процветавший святостью. В селе Дивееве, не дойдя двенадцати вёрст до Сарова, она остановилась отдохнуть. Присев на лужайке возле церкви, Агафья Семёновна задремала и вновь увидела Пречистую Деву: «Вот то место, — сказала Богоматерь, — которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет: это четвёртый жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Придя в себя, Агафья Семёновна поспешила в Саров: попросить совета, как поступать в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы посоветовали ей предаться воле Божией и исполнить всё, указанное Царицей Небесной. И Агафья Семёновна осталась в Дивееве. В 1767 году на месте, где ей было второе явление Богоматери, Агафья Мельгунова начала постройку каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже в Дивееве скончалась её десятилетняя дочь, и тогда всё своё имущество она продала, средства от продажи частью употребила на богоугодные дела, частью оставила на устроение новой обители. Строительство заняло более 10 лет. Благодаря подвижнической жизни вокруг Агафьи Мельгуновой — в монашестве Александры — собралось несколько ревнительниц духовной жизни из ближних селений. Складывалась община, и мать Александра решила строить кельи.
В 1788 году дивеевская помещица Жданова пожертвовала общине землю рядом с Казанской церковью, и на ней мать Александра поставила три кельи с оградой. Новую общину опекал Саровский монастырь. Его игумен Пахомий руководил духовной жизнью и обеспечивал их необходимым для жизни, в свою очередь сёстры выполнили посильные работы для саровской братии. В июне 1789 года приблизившуюся к смерти мать Александру соборовали игумен Пахомий и казначей отец Исайя. С ними тогда был тридцатилетний иеродиакон Серафим — будущий преподобный Серафим Саровский. Мать Александра просила отца Пахомия не оставлять общину, собранную по воле Богоматери. Но игумен, ссылаясь на старость и указав на иеродиакона Серафима, сказал: «Духовность его тебе известна, и он молод, ему и поручи это великое дело». Матушка просила отца Серафима не отказываться от святого послушания Царице Небесной. «Она же и поможет тебе в свое время сделать все необходимое», — сказала умирающая. 13 июня подвижница скончалась. В общине оставались только три послушницы, а через семь лет собралось уже 52 сестры. В их числе была вдова из Тулы Ксения Михайловна Кочеулова, вскоре ставшая начальницей общины. Отец Серафим уважал мать Ксению, называл её «огненным столпом до неба», но не одобрял её чрезмерную уставную строгость. Он просил её смягчить устав, из-за которого сёстры уходили из общины, но та решительно отказала, ссылаясь на правила, заведённые при отце Пахомии. Тогда отец Серафим отстранился от дел общины, однако продолжал посылать сестёр в Дивеево.
25 ноября 1825 года батюшка Серафим пробирался через лес к своей дальней пустыньке. И вдруг на берегу Саровки увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова. «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи — монахини Александры? — сказала Богоматерь. — Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве: и на нем устрой обетованную Мной обитель Мою». Богоматерь велела взять из Казанской общины восемь сестёр, которых назвала по именам, и с ними начать Ее обитель. Место Богоматерь указала на востоке Дивеева, напротив алтаря Казанской церкви, приказав обнести это место канавой и валом, для обители срубить из саровского леса ветряную мельницу и кельи, а затем построить церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке новый и нигде до того времени не существовавший. Непременным было правило о приёме в обитель одних лишь девиц, о которых Сама Она изъявит Свое благоволение.
Спустя год, 9 декабря 1826 года в праздник праведной Анны, состоялась закладка мельницы на месте, указанном Богородицей. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в тот день батюшка Серафим. Новая общинка стала называться Мельничной. Поначалу в ней подвизалось восемь сестёр, вскоре отец Серафим ввёл ещё пять девушек. 7 июля 1827 года мельница замолола. В мельнице все сёстры и жили, только в октябре они построили себе отдельную келью. Молитвенный устав отец Серафим дал сёстрам нетрудный, чтобы от излишней строгости молодые девушки не унывали. «Нет хуже греха, чем уныние!» — говорил преподобный. В 1829 году вокруг мельницы сёстры начали рыть канавку в три аршина глубиной, как указала Пресвятая Богородица. Одновременно шла постройка храма во имя Рождества Христова и Богородицы, на паперти Казанской церкви. Строительством церкви заведовал преданный ученик и друг отца Серафима Михаил Васильевич Мантуров, которого батюшка исцелил от тяжёлой болезни. В благодарность Богу и по благословению отца Серафима Мантуров продал своё имение, все средства употребив на устроение Дивеевской обители, сам же при этом жил в нищете. Отец Серафим никуда не выходил из монастыря или лесных пустынек, поэтому всё, касающееся управления девичьей общиной, он поручал своему Мишеньке. Материальная и юридическая поддержка поручалась Николаю Александровичу Мотовилову, ставшему доверенным батюшки после исцеления в 1831 году. Третьим попечителем оставался всё тот же Михаил Мантуров.
После кончины отца Серафима в 1833 году на осиротевшую обитель обрушились несчастья, обернувшиеся, впрочем, во славу Божия Матери и преподобного Серафима. Саровский послушник Иван Толстошеев ещё при жизни отца Серафима стал помышлять о захвате власти в Дивееве. Не раз Серафим обличал намерения Толстошеева, но тот не останавливался. Сёстры, живо ещё помня заветы преподобного и приказание его никого не допускать чужого в управление обителью, единогласно заявили Толстошееву своё несогласие на его попечительство. Рассвирипев, он обещал стереть с лица земли Мельничную общинку. Выдавая себя за ученика преподобного, Толстошеев в 1842 году при помощи властей добился соединения Казанской и Мельничной общин. Он запечатал храмы, ломал постройки, отменил правило о приёме в общину одних девиц. Епархиальный архиерей был на стороне смутьянов. Но всё-таки в 1848 году, 5 июня, совершилась закладка Троицкого собора, задуманного ещё отцом Серафимом, и именно на указанном им месте. Это был первый радостный день дивеевским сиротам за все 15 лет после кончины его. В начале 1860-х годов Н. А. Мотовилов отправился в Москву к митрополиту Филарету, изложив ему всё через наместника Сергиевой Лавры архимандрита Антония, которому отец Серафим предсказывал: «Придет время, не оставь моих сирот дивеевских». Митрополит Филарет доложил императору Александру II. В результате ревизии Толстошеева совершенно отстранили от участия в обители; возвращена была начальницею Елизавета Алексеевна Ушакова, снятая по интригам Толстошеева. Ушакову постригли в монашество с именем Мария и возвели в игумении. Сбылись слова преподобного Серафима: «На 12-й начальнице устроится монастырь!» Обитель стала расцветать духовно и материально.
К началу ХХ века число монахинь доходило до двух тысяч. В Дивееве было более 30 хозяйственных построек и корпусов для сестёр, вознесла свои ярусы монастырская колокольня, выстроен величественный Спасо-Преображенский собор (до революции не успели освятить), а также пруд, фруктовый сад и многое другое. 19 июля (1 августа по н. с.) 1903 года по инициативе императора Николая II состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. Подобного Саровским торжествам тогдашняя Россия не знала. Во время крестного хода великие князья во главе с царём несли на своих плечах великого угодника Божия. Мощи источали потоки чудес и исцелений. На протяжении четырнадцати лет после этого Дивеевская обитель благоденствовала. А потом грянула революция.
17 декабря 1920 года в Сарове большевики кощунственно вскрыли мощи святого Серафима и увезли их в неизвестном направлении. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон Дивеевского монастыря. Батюшка Серафим предсказывал: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сёстры: «Какие же это ворота будут?» Теперь поняли. На литургии в этот день епископ Серафим (Звездинский) говорил: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь». Сёстры на время рассеялись, но молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась. Инокини постепенно собирались вокруг обители, устраивались на всевозможную работу. Службы совершались тайно по домам, случались и постриги.
21 июля 1991 года было объявлено решением Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима, чудесно обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе — тогда Музее атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай торжественно, при большом стечении народа, посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову). В 1992 году самое старое здание обители — Казанская церковь, была передана монастырю. 31 июля 2004 года, накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленой Казанской церкви. В 2007 году Казанская церковь Серафимо-Дивеевского монастыря приросла ещё восемью приделами — во исполнение предсказаний батюшки Серафима. 28 июня 2002 года в Дивеевской обители зримо объединились четыре удела Пресвятой Богородицы: во время литургии в Троицком соборе пели четыре хора: 14 монахов со Святой Горы Афон, 10 певчих из Грузии, 16 семинаристов из Киево-Печёрской Лавры и Дивеевский хор.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №24, ООО. «Де Агостини», 2009

Святая Канавка, одна из ярчайших святынь Дивеева, представляет собой молитвенное, духовное сосредоточение Четвёртого удела Пресвятой Богородицы, его сердце. Канавка вырыта по той тропе, по которой прошли стопы самой Пресвятой Богородицы. В 1829 году госпожа Баташёва пожертвовала Девичьей общине две десятины земли. Весной границу этой земли трижды опахали, и батюшка Серафим благословил вырыть по периметру Канавку в три аршина глубиной и три аршина шириной. Вынимаемую землю из Канавки необходимо было бросать вовнутрь обители, образовывая тем самым высокий вал. На этом валу преподобный Серафим Саровский велел посадить крыжовник. Старец говорил, что, когда на землю придёт Антихрист, то эту Канавку он не сможет преодолеть. Канавку начали копать в 1829 году.
По дивеевским преданиям, считается, что сам отец Серафим прокопал первый аршин, незримо явившись ночью в Дивеево, тем самым усовестив девушек, которые долгое время не находили решимости приступить к столь трудному делу. Далее работы не прекращались ни летом, ни зимой. Работа была завершена в 1833 году, в дни кончины преподобного Серафима Саровского. Из-за спешки Канавка во многих местах была прокопана всего на 1-2 аршина. Потом предполагалось завершить Канавку в требуемых размерах, но, видимо, это так и не было сделано. Периметр Канавки имеет вид ломаной линии; при этом конец Канавки не достигает её начала приблизительно на 125 метров. Это был единственный проезд в Мельничную общину, и на этом месте должен был разместиться тёплый собор. После того как Казанская и Мельничная общины слились, уход за Канавкой прекратился, и она стала заплывать грунтом. Через Канавку были сделаны мосты и переходы.
С образованием монастыря в 1861 году началось восстановление Канавки. Мосты и переходы были уничтожены, начали очистку святыни от сора. Все сестры ежедневно вечером обходили Канавку, выполняя правило, заповеданное преподобным Серафимом Саровским: 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благославленна Ты в женах и благославлен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». В дни прославления Серафима Саровского в июле 1903 года на Канавке произошло много чудес и исцелений. Примерно к этому времени Канавка с двух сторон была обсажена деревьями, некоторые из них сохранились. В 1904 году в день получения известия о рождении наследника престола Российского Алексея, на Канавке была посажена лиственница, которая растёт и сейчас. После закрытия монастыря Канавку во многих местах засыпали, вал сровняли. Особенно большие повреждения Канавка претерпела в послевоенное время; во многих местах её перерезали различными коммуникациями, а в южной части в Канавку были заложены канализационные трубы. Несмотря на запреты, по Канавке продолжали ходить и совершать молитвенное правило и в советское время. С восстановлением Дивеевского монастыря возродилась и молитвенная жизнь на облагороженной Святой Канавке.
Из книги: Агапов А.А. Саров-Дивеево: Путеводитель. — Саров; Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2002

Пустынька блаженной Прасковьи Ивановны в Серафимо-Дивеевском монастыре
Блаженная Прасковья Ивановна (известная также как Паша Саровская) занимает особое место среди Дивеевских святых. В Серафимо-Дивеевскогом монастыре она, совершая духовный подвиг, проживала с 1884 по 1915 г.г. За это время в ее келии побывало множество людей. В том числе был и государь Николай II, приезжавший на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Именно в келье Паши Саровской в 1903 году царю были предсказаны многие радостные и трагичные события его жизни, от рождения наследника, до революции и падения престола.Прасковья Ивановна умерла 22 сентября 1915 года в возрасте около 120 лет. Келья блаженной стала после ее смерти местом паломничества и почитания верующих. Вплоть до закрытия монастыря в 1927 году в келье читалась неусыпаемая псалтирь.
После 1927 года, в здании дома-кельи разместилась сберегательная касса, что когда-то было предсказано самой Пашей, а позднее — молочная кухня. В результате этого исторический облик памятника исказился: оказалось полностью утрачено крыльцо на северном фасаде, на южном крыльце отсутствовали декоративные резные элементы, были пробиты новые оконные проемы, а внутри здания выполнена перепланировка помещений.
Пустынька расположена в южной части Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Построена в конце XIX в. Материал стен — бревенчатый сруб с обшивкой тесом покоящийся на кирпичном цоколе. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, с подвальным помещением, перекрыто вальмовой крышей со слуховыми окнами на каждом скате.
В ходе натурных изысканий в марте 2004 года были выявлены остатки исторической планировочной структуры, а также сохранившиеся детали и элементы декоративного убранства. В ходе архивных и библиографических изысканий обнаружены материалы дореволюционного периода истории памятника, в основном представленные фотографиями внешнего вида здания 1890-х–1904 г.г.
Летом 2004 года в домике был открыт музей блаженной Параскевы. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья Паши Саровской, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Автор проекта реставрации архитектор В.В. Коваль. В настоящее время реконструкция интерьеров пустыньки полностью завершена и создана большая мемориальная экспозиция.
Неоценимую помощь в работе над проектом реставрации оказали встречающиеся в библиографических документах 1890-х–1926 г.г. описания планировки пустыньки, порой противоречащие друг другу.
http://аргрупп.рф/pustynka-blazhennoj-praskovi-ivanovny/

23 октября 2022 года состоялось освящение нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря – Благовещенского. Накануне в новосозданном соборе при закрытых царских вратах перед алтарем состоялась служба Обновления храма. Богослужение совершил клирик обители игумен Серафим (Дубровский).
Новый собор является воплощением пророчества преподобного Серафима Саровского, который благословил поставить собор внутри Канавки, на одной линии с Троицким собором и колокольней. С тех пор минуло почти два столетия, и в наше время это благословение исполнилось.
Новый Благовещенский собор уникален своим внутренним убранством. Весь его периметр, который включает два храма: верхний – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и нижний – в честь Ее Успения, украшен мозаичными композициями площадью восемь тысяч квадратных метров.
Строительство собора началось в 2012 году. За архитектурную основу был взят соборный храм московского Заиконоспасского монастыря. Этот стиль, близок к русскому барокко, которое было характерным для архитектуры начала XVIII века. В этом же стиле выстроен и первый дивеевский храм – Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены золотым поясом Спасителя, длина которого 1,2 метра, и составляют двадцать поясов в ширину (двадцать четыре метра), тридцать в длину (тридцать шесть метров), пятьдесят в высоту (шестьдесят метров).
На трех уровнях Благовещенского собора разместились двенадцать престолов. Начиная с 2015 года, одиннадцать постепенно были освящены.
https://diveevo-monastyr.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?