«ДИВА ART DECO» (ч.2)
«Гений в искусстве заключается в том, чтобы знать, как далеко можно зайти слишком далеко».
Жан Кокто.
Тесная комната, постоянное отсутствие денег, задолженность по квартирной плате и полная неизвестность, что ждёт впереди. Это была жизнь русской эмиграции.
Сестра уговорила Тамару идти учиться, напомнив о её успехах в живописи. Нужно отдать должное, трудолюбия было не занимать. Она училась в Academie Ransom, брала уроки у Мориса Дени (друг Гогена) и Андре Лота. Постепенно сформировался её неповторимый почерк: некое смешение ар деко и кубизма, флорентийских маньеристов и классицизма Энгра. То что критики позднее назовут «салонный кубизм Лемпицкой».
Но талант не приносил денег. Тамара поняла, чтобы зарабатывать нужна слава, пусть и скандальная. Помог случай. В светло-жёлтом костюме, в небольшой шляпке-шлеме на голове она остановилась перед Гранд-Отелем в Монте-Карло. Эту сцену увидел издатель престижного немецкого журнала мод «Die Dame». Тогда начиналась эра автомобилей. А Лемпицка всем своим видом символизировала новое время-эмансипированную женщину за рулём. Журнал заказал ей картину. Так появилось одно из самых известен полотен художницы «Тамара в зелёном «Бугатти», украсившее обложку журнала. У неё никогда не было «Бугатти», только маленькое жёлтое «Рено». Но это не помешало заявить:
«Я всегда одеваюсь как автомобиль, а автомобиль как я».
Пришла известность, но нужны были ещё богатые заказчики. К тому же Лемпицка всегда была тщеславна. Известности мало, нужна слава. Отдав дочь матери на воспитание, она едет к Габриэле Д’Аннунцио на виллу «Иль Витториале» на озере Гарда. Там, уговорив старого ловеласа, позировать ей, Тамара пытается обольстить его, надеясь присоединить своё имя к таким многочисленным «трофеям» писателя как Сара Бернар, Элеанора Дузе, Айседора Дункан.
«Шлю вам, мой брат, все мои мысли, хорошие и плохие, неприличные и те, от которых я страдаю».
Всё закончилось тем, что Д Аннунцио на прощание подарил ей стихотворение с посвящением «Золотой женщине» и кольцо с топазом.
И хотя позднее Лемпицка писала:
«Я была красивой молодой женщиной. А там, напротив меня, стоял этот старый карлик в мундире».
Её слова полностью опровергают мемуары домоправительницы Д Аннунцио, в которых Тамара выписана в довольно неприглядном виде. Но эта «история» сделала Лемпицка известной в богемных кругах. Для завершения эффекта она стала бисексуальной, заведя роман сразу с несколькими женщинами. Одну из них Рафаэллу Тамара увековечила на своих картинах. Критики стали обвинять её «в популяризации извращённой живописи»; мать в том, что она бросила ребёнка; Тадеуш, не выдержав скандала, уехал в Польшу, где подал на развод. Уход мужа стал ударом. Архитектор Джино Пуглиси вспоминал, что она говорила:
«Я несчастное существо, истерзанное, без родины, без корней, всегда одинокое».
Портрет Тадеуша навсегда останется незаконченным…
Но известность стала приносить плоды. Лемпицка начала получать многочисленные заказы от нуворишей, представителей богемы и буржуазии, аристократов, ведущих свободный образ жизни. Появился новый круг знакомств: Жан Кокто, Сальвадор Дали, Жозефин Бейкер, Пабло Пикассо, Андре Жид.
Однажды венгерский землевладелец Рауль Куфнер, чья семья поставляла мясо и пиво ко двору Австро-Венгрии, титуловавший себя бароном, заказал Тамаре портрет своей любовницы танцовщицы Наны де Эрреры. В процессе написания картины, Тамара влюбила в себя Куфнера. Вскоре состоялась свадьба. Теперь она называла себя баронесса Тамара де Лемпицка.
В 1938 году «Чехословацкий еврейский альманах» назвал чету Куфнеров «замечательным еврейским родом». Тамаре, пережившей революцию, не нужно было объяснять, что такое фашизм. Она с мужем и дочерью спешно бежала в Америку.
Там Тамара и Рауль арендовали роскошную виллу. Муж работал дизайнером интерьеров. Жена продолжала писать портреты, только теперь богатых американцев, которые звали её » баронесса с кистью».
В 1962 году Куфнер умирает от инфаркта, а её картины перестают пользоваться спросом. Новые полотна пылятся на чердаке. Тамара поселяется вместе с дочерью в Хьюстоне, а потом, ища вдохновения и скорбя о былых успехах, переезжает в Мексику. Там 18 марта 1980 года она умирает во сне. Дочь Кизетта развеяла прах матери над вулканом Попокатепетль.
В 1994 году картина Тамары де Лемпицка «Адам и Ева» была продана на аукционе Christie’s почти за 2 миллиона долларов. Слава вернулась к Тамаре.
«Начало не имеет значения, если конец хорош»,-говорила эта незаурядная женщина.