Дирби. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

Дирби. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг.[груз. დირბი], жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на левом берегу р. Проне, близ Гори (Вост. Грузия). Из строений архитектурного комплекса сохранились ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольня, руины архиерейского дома и марани (винного погреба), фрагменты окружной стены и крепости позднего средневековья.
Церковь была построена между 957 и 967 гг., на что указывают строительные надписи вост. фасада, высеченные на асомтаврули и нусхури. В них упоминаются имена абх. (западногрузинского) царя Леона III (957-967), эристава Картли Иоанна (2-я пол. X в.), настоятеля храма Авраама и жертвователей Отинисдзе, Тевдоре, Гурама (X в.). Первые известия о мон-ре относятся к XVI в.
Новаторский для груз. искусства подход к заказу росписей церкви Д. и высокое мастерство исполнения, отражающее связь с культурными центрами Византии, говорят о влиятельном и просвещенном ктиторе Д. в XIV в. Изображения ктиторов не сохранились — возможно, они располагались на зап. стене или на месте поздней арки юж. стены. Согласно грамотам царей Картли Симона I (1556-1569, 1578-1600) (грамота 1583 г.), Ростома (1632-1658) (грамота 1653 г.) и Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) (грамота 1785 г.), «обязательству» (1798) настоятеля Крестового мон-ря в Иерусалиме Афанасия, а также сведениям груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони, церковь Д. в XVI-XVIII вв. одновременно принадлежала Крестовому мон-рю и Гробу Господню в Иерусалиме, которыми в тот период владели грузины. Известно, что храм Д. выплачивал налоги Крестовому мон-рю до нач. XX в., когда мон-рем владели греки (Макалатия. 1963. С. 27-29). Однако характерные особенности иконографической программы росписи храма и некоторые косвенные источники XIV в. (напр., сведения араб. историка Фадлаллаха аль-Умари, использовавшего рассказы груз. монахов Крестового мон-ря — Джапаридзе. 1985. С. 183-185) указывают на то, что уже в этот период Крестовый мон-рь владел имуществом в Грузии, и позволяют предполагать существование связей Д. со Св. землей в XIV в.
В 2001 г. церковь Д. была передана ГПЦ. В 2002 г. при храме был основан мон-рь, освященный митр. Руисско-Урбнисским Иовом (Акиашвили). Настоятельница — мон. Варвара (Иванишвили), подвизаются 4 монахини и послушницы.
В 2003-2005 гг. специалисты Департамента архитектуры, искусства и реставрации при Патриархии ГПЦ, используя финансовую помощь Международного фонда по сохранению исторических памятников «Карту», провели в Д. консервационные работы: церковь была заново перекрыта, ее фасады, колокольня и фортификационные сооружения мон-ря укреплены.
Архитектура
Церковь, огражденная низкой каменной стеной, расположена в сев. части архитектурного комплекса. Первоначально это было однонефное строение, перекрытое коробовым сводом, с полуциркульной апсидой, скрытой снаружи плоским вост. фасадом. В XV-XVI вв. был пристроен сев. неф, тогда же пробили дверной проем, связывающий алтарь с апсидой сев. нефа, где устроили жертвенник. Этим же периодом датируется каменный алтарный престол. В XVII в. был пристроен юж. неф, в апсиде к-рого был освящен престол во имя св. Иоанна Предтечи. В результате церковь получила вид 3-нефной базилики, перекрытой 2-скатной кровлей (с легким понижением над боковыми нефами); из сев. и юж. нефов в центральный пробито по 2 арочных проема.
Рельефы
Вход в церковь находится в юж. приделе, над ним в арочном люнете представлен рельеф «Процветший крест», характерный для скульптурного декора груз. церквей X в., к-рый, вероятно, первоначально украшал вход однонефной церкви. Центральная часть вост. фасада из камня темно-красного цвета дошла без переделок и содержит украшенные надписями каменные вставки и рельефный декор X в. Особый интерес вызывает композиция, изображающая абх. (западногруз.) царей Леона III и его младшего брата Деметре III (967-975). Грубоватая и неск. примитивная манера разработки рельефных форм придает памятнику характер т. н. народного творчества. На кирпичных фасадах юж. притвора XVII в. были использованы рельефные украшения как первоначальной церкви Д. («Процветший крест»), так и привезенные из Армении (хачкар 1468 г., высечен в желтом камне).
Роспись
Древняя живопись сохранилась только в среднем нефе. Она имеет черты раннего палеологовского стиля: мягкое колористическое моделирование объемов, пространственное соотношение архитектурного фона, появление антикизирующих мотивов в изображении второстепенных персонажей и др. Роспись Д. входит в ряд высокохудожественных памятников палеологовского стиля, распространенного как в Зап. (Лыхны, сер. XIV в.; Цаленджиха, 1384-1396; Хоби, кон. XIV в.; Зарзма, XIV в.; Мартвили, сер. XIV в., и др.), так и в Вост. Грузии (Набахтеви, 1413-1431; Тири, нач. XV в.).
Композиционным стержнем росписи, объединяющим погрудные изображения обращенных к центру апостолов во 2-м регистре и «Службу cв. отцов» в 3-м, является помещенная в конхе фигура Пресв. Богородицы с Младенцем, т. н. Кипрская, фланкированная архангелами. В центре сводчатого потолка изображен Мандилион, на крыльях подпружных арок — фигуры пророков, держащих свитки и атрибуты — прообразовательные символы Богородицы. Все надписи исполнены на асомтаврули.
11 сцен из жития Богородицы основаны на тексте апокрифического «Евангелия от Иакова». На юго-зап. откосе свода изображена композиция «Отвержение даров» (жертва в руках Анны — кролик, крайне редкий вариант). «Благая весть Иоакиму и Анне» разделена на 2 эпизода. Повествование продолжается сценой «Рождество Богородицы» на сев.-зап. откосе. В композиции прослеживаются нек-рые черты жанровой живописи. Сцена «Благословение Марии первосвященниками», как и др., дана в кратком варианте: 3 первосвященника, восседающие за овальным столом, благословляют младенца Марию, покоящуюся на руках прав. Иоакима. Фигурам придает жизненность моделировка объемов и колористическое решение; эмоциональное воздействие усиливают энергичные, широкие мазки белого цвета (наиболее выразительно выполнены фигуры Иоакима и Марии).
Более крупная композиция «Введение Богородицы во храм» расположена в верхнем регистре зап. стены и заканчивается на арке. В сцене также присутствует эпизод питания Марии ангелом. 2 др. композиции, расположенные во 2-м регистре сев. откоса, сильно повреждены (вероятно, молящийся коленопреклоненный свящ. Захария, обручение и брак Девы Марии). Напротив расположено «Благовещение» и «Вразумление Иосифа»: сохранилась только стоящая перед Иосифом фигура Девы Марии с воздетыми руками на фоне архитектурных кулис.
«Рождество Христово» занимает значительное место на зап. стене. Этой композиции противопоставлено «Успение Богородицы», также расположенное в нижнем регистре росписи сев. стены. Над «Успением» — редкая сцена «Вознесение Богоматери» в кратком изводе. Нехарактерным для этой композиции является отсутствие у гроба Пресв. Богородицы фигур апостолов, акцент на изображении пустой гробницы мог служить намеком на иерусалимские святыни — гробницы Спасителя и Богоматери, на которые в XIV в. грузины имели особые права.
Перед входом, на сев. стене расположен выразительный, больших размеров (2-й по величине), образ покровителя Грузии вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана. Возможно, что это живописная копия древней чудотворной иконы, помещенная в Д. по распоряжению заказчика росписи.
Несмотря на художественную целостность росписи, достигнутую в основном благодаря доминированию ярких и насыщенных цветов, прослеживаются характерные особенности работы 4 мастеров.
Основному мастеру, обнаруживающему близость к столичной визант. живописи нач. XIV в., принадлежат, вероятно, композиции «Отказ от жертвы», «Благая весть Иоакиму и Анне», «Благословение Марии первосвященниками» и «Рождество Христово». Для него характерна мягкая, многослойная, отчетливая манера письма, цветовая палитра состоит из фиолетового, розового, синего, серебряно-оливкового и светло-охряных оттенков. Архитектурный фон пронизан антикизирующими реминисценциями. Тенденция к передаче внутренней тревоги, беспокойства и драматического напряжения, выраженная резкой и энергичной проработкой одежд, и сине-серый свет глаз святых, как бы наполненных духовным горением и излучающих Фаворский свет, свидетельствуют о знакомстве изографа с богословскими вопросами 40-50-х гг. XIV в.
2-й мастер, автор «Рождества Богородицы», более консервативен. Живопись лишена внутреннего духовного напряжения, она исполнена в стиле художественной школы Византии, предпочитающей классическую уравновешенность античных форм. Мастер «Успения» схож с мастером «Рождества» в трактовке объемов фигур, где подчеркнута их телесность. Однако его живопись более развита: реалистично выписанный кубический объем гробницы он поместил в горный ландшафт согласно законам перспективы, что можно объяснить влиянием на него западноевроп. проторенессанса. Художественные направления обоих авторов не получили развития в груз. живописи. Роспись 4-го мастера характеризуется аскетической суровостью и эмоциональной сдержанностью. В передаче образов видна попытка систематизации условных художественных методов (короткие параллельные белые движки вокруг глаз и др.), особое значение придается линии.
В 2001 г. настоятель церкви Д. иером. Иоанн (Оханашвили) и прихожане расчистили зап. фасад и часть внутренних стен церкви, в результате чего были выявлены 2 слоя живописи: 40-70-х гг. XIV в. и XVII в. Сильно поврежденная живопись иконостаса также датируется XVII в. В 2003-2005 гг. под поздним слоем штукатурки на юж. фасаде церкви (сев. стена пристроенного в XVII в. юж. нефа) была обнаружена рельефная композиция X в. «Прор. Даниил во рву львином». Живописный слой XVII в. был утрачен, сохранилось лишь неск. мелких фрагментов в отдельных местах стен; почти полностью выявлена высокохудожественная роспись XIV в., богатая живописной палитрой и редкими иконографическими изображениями. Результаты реставрационных работ представлены исследователями монастырского комплекса Г. Гагошидзе (архитектура, надписи, рельефы) и Н. Чихладзе (роспись) в монографической работе (2006).
Иконостас
На каменном архитраве алтарной преграды церкви в 2 ряда написаны 15 изображений почти одинакового размера (правый край архитрава обломлен, и от 16-й иконы в верхнем ряду сохр. фрагменты нимба и правой руки святого). В верхнем ряду расположен Деисус: в центре — образ Спасителя «Царь Царей и Великий Архиерей», фланкированный изображениями Пресв. Богородицы, cв. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и апостолов. Один из них, держащий в руке кодекс, видимо, евангелист. Изображения 3 др. евангелистов с кодексами в руках помещены в середине 2-го ряда. Центральные образы евангелистов обращены лицом друг к другу. На левой иконе сохранилась надпись на асомтаврули: «Евангелист Лука». Крайний образ с левой стороны во 2-м ряду написан на более узкой поверхности, сохранившийся в виде силуэта апостол изображен в рост. Художественные особенности письма, иконография, характерные для иконописи поствизант. периода, дают возможность датировать эти изображения XVII в.
Графиня П. С. Уварова, посещавшая Д. во 2-й пол. XIX в., оставила описания увиденной ею в доме архимандрита большой поврежденной живописной иконы Богоматери с Младенцем, предположительно греч. письма. На оборотной стороне ее серебряного оклада была надпись на асомтаврули.
Другие постройки
К югу от церкви находится массивная 2-этажная надвратная колокольня, завершенная дополнительным легким открытым ярусом с пирамидальным перекрытием. Лестницы скрыты в толще зап. стены. Основной строительный материал — кирпич, булыжник использован только в нижней части 1-го этажа. Художественное оформление фасадов геометрическими фигурами (кресты между ромбами на вост. и зап. фасадах, т. н. елочка над юж. входом) основано на комбинировании разных плоскостей кладки кирпича. Архитектурные формы, указывающие на определенное влияние иран. культуры (напр., использование стрельчатых арок), характерные особенности убранства фасадов, специфика строительного материала и др. дают основания датировать колокольню 1-й пол. XVII в. Руины архиерейского дома с юж. стороны за оградой церкви, так же как и разрушенные стены крепости фортификационного назначения с запада, датированы более поздним временем — приблизительно XVII-XVIII вв.
https://www.pravenc.ru/text/178533.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?