«ДИНАСТИЯ МАНИЗЕР» Часть 1. Основатель.

«ДИНАСТИЯ МАНИЗЕР»
Часть 1. Основатель.
Генрих Роберт (Генрих Матвеевич) Манизер родился 7(20) октября 1847 года в Мемеле (сейчас город Клайпеда). По линии матери Доротеи Манизер он происходил из остзейских немцев. Генрих был незаконнорожденным, отца никогда не знал. Когда ребёнку было шесть лет скоропостижно скончалась мать, и его отправили в сиротский дом. Но ненадолго. Воспитание брата взяли на себя старшие сёстры Генриетта Доротея (1829-?) и Генриетта Августа (1837-?). Вскоре семья переехала в Москву, где мальчик поступил в Первую Московскую классическую гимназию, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1872-м году. Еще во время учебы его работы были отмечены серебряными медалями. В возрасте 25 лет юноша переехал в Петербург для продолжения обучения в Академии художеств. Будучи студентом, он в 1875 году получил Малую золотую медаль за программную картину «Иосиф объясняет в темнице сны виночерпию и хлебодару». В 1877 году Генрих окончил Академию, а год спустя его ожидал очередной успех: он был удостоен звания — классного художника 1-й степени — за картину «Брак в Кане Галилейской». Тогда же он был командирован на Балканский театр войны собирать материалы для работ о русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Художником было создано несколько картин: сейчас известны «Бой под Плевной за крепость Никополь. 1877 год» (находится в коллекции Военно-морского музея) и «Эпизод из русско-турецкой войны 1877–1878 годов» из собрания Центрального военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Его полотно «Въезд Гурко в Казанлык» в 1887 году купил император Александр III.
Художника Генриха Манизера отличал широкий диапазон творчества. Ему удавались полотна на любые темы: библейские, батальные, бытовые, портреты.
C 15 июня 1887 года Манизер начал преподавать живопись и графику в Центральном училище технического рисования барона Штиглица и проработал там до закрытия училища в 1922 году. Это был один из самых талантливых и уважаемых студентами педагогов. В своих автобиографических записках А. П. Остроумова-Лебедева написала, что среди преподавателей училища «особенно толковым и строгим учителем был Манизер». Генрих Матвеевич любил приглашать своих учеников к себе домой. Ставил натуру, вместе со студентами садился рисовать сам. Многие хорошо знали семью своего педагога и любили бывать в его гостеприимном доме. За беспорочную службу Манизер был награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени и Св. Станислава 2-й и 3-й степени. Он также возглавлял (1906–1924) кафедру технического рисования в Институте гражданских инженеров и преподавал на Политехнических женских курсах.
В 1889 году Генрих Матвеевич женился на одной из своих учениц, художнице Стелле Семеновне фон Витт (Янушковской) (1862– 1897). Родились дети: Генрих (1889–1917), Матвей (1891–1966), Роберт (1892–?), Алексей (1894–?), Гвидо (1896–1897). В 1896 году Манизеры поселились в бывшей квартире Ильи Репина, с двумя студиями-мастерскими, что было важно для художника . Атмосфера в доме была творческая, открытая.
В 1897 году случилась трагедия. Стелла Семеновна с детьми и отчимом С. И. Янушковским поехала отдыхать в Финляндию, за Гельсингфорс, к своей подруге. Генрих Матвеевич решил остаться в городе (каникулы были тем временем, когда он мог полностью сосредоточиться на живописи). Не прошло и суток, как пароход отошел от пристани на Неве, как пришла телеграмма о том, что семья Манизеров, пострадавшая при пожаре на пароходе, высажена в Энкенесе. Генрих Матвеевич позже вспоминал, что навсегда запомнил поездку в поезде, где финны, читая газеты, со всех сторон твердили его фамилию. А он, не зная финского, ничего не мог понять. Оказалось, кто-то из пассажиров неосторожно кинул окурок в лужу бензина, разлившуюся у каюты отчима Стеллы Семеновны. Она с грудным ребенком на руках бросилась выводить старика, который заупрямился, в результате чего женщина сильно обгорела, а отчим и ребенок погибли. Стелла Семеновна пряталась от детей за поленницы дров, не хотела, чтобы у них осталось такое ужасное воспоминание. Она умерла, не дождавшись приезда мужа .
Генрих Матвеевич был в отчаянии — надо заниматься детьми, работать, но жить не хотелось, а покончить с собой не мог. Через год, навещая могилу жены на Казанском кладбище в Царском Селе, Манизер простудился и слег с крупозным воспалением легких. Его многочисленные друзья и ученики сразу пришли на помощь. Они дежурили около больного, помогали с детьми, водили их гулять в Летний сад.
Среди учениц, ухаживавших за больным художником, была Александра Андерсон.
Александра Эдуардовна Андерсон родилась в Петербурге 28 марта 1879 года. Девочка в девять лет потеряла мать, Александру Владимировну Назимову, происходившую из дворянского рода. Отец Александры, Эдуард Карлович Андерсон (1848 — после 1916) происходил из эстонских мещан. После смерти жены Эдуард Карлович Андерсон полностью посвятил себя воспитанию дочери. Девочка получила прекрасное образование, свободно владела французским и немецким языками, чуть хуже итальянским, читала на английском, увлекалась литературой, рисовала. Когда Александре исполнилось 19 лет она стала женой 52-летнего Генриха Манизера. Эдуард Карлович был в ужасе от поступка дочери. Тем более что жених настоял на «шумной» свадьбе. Они обвенчались 16 августа 1898 года в Пантелеймоновской церкви рядом с училищем Штиглица, чтобы все желающие ученики могли присутствовать на бракосочетании .
У молодой жены началась новая и сложная жизнь. Никто не принимал юную Александру за маму мальчиков, когда она ходила куда-нибудь с ними, все думали что это гувернантка. Дети порой зло подшучивали над мачехой, но она ни разу не пожаловалась мужу. В доме было много портретов Стэллы Семеновны, которые Генрих Матвеевич наотрез отказался снимать.
Семья увеличивалась — в 1899 году родилась дочь Гали (названная в честь двоюродной сестры Александры Эдуардовны), затем три сына: Андрей (1901–1941), Марк (1903–1988) и Давид (1904–1943), получившие имена в честь любимых литературных героев матери — Андрея Болконского, Марка Волохова и Давида Копперфильда. Справляться с воспитанием детей помогала тетя Александры Эдуардовны — Варвара Владимировна Назимова, в прошлом земская учительница.
Слова «мачеха», «пасынки» в семье не употреблялись, все были равны. Не существовало и понятия «старость». Гали Генриховна писала, что «отец держал себя на одном уровне с детьми и второй женой».
Генрих Матвеевич был человеком горячим. Если в семье возникали конфликты, Александра Эдуардовна шла в комнату к мужу, они о чем-то долго говорили, и мир неизменно восстанавливался.
Генрих Матвеевич любил назначать жене «свидания» . А ей надо было уложить младших — и пока она переходила от одной кроватки к другой и доходила до четвертого малыша, первый просыпался, и всё приходилось начинать сначала . А супруг сердился, считая, что для нее «свидания» не имеют того значения, которое придавал им он сам.
Родители отдавали детям всё свое внимание, стремясь дать разностороннее воспитание. Их с раннего возраста обучали рисованию (все посещали начальную вечернюю школу рисования при училище Штиглица), музыке, иностранным языкам.
Семья была сплоченная . Старшие мальчики после смерти матери резко повзрослели, были серьезными и сосредоточенными. Все обязательно должны были собираться вместе два раза в день, за обеденным столом и за ужином.
Часто устраивали домашние концерты.
После 1917 года жизнь семьи усложнилась. Училище Штиглица в 1922 году было закрыто. Александра Эдуардовна была вынуждена начать работать учительницей в школе, библиотекарем в консерватории. Она рассказывала, как выдающийся музыковед Иван Иванович Соллертинский отсиживался у нее в библиотеке, пока комсомольцы проводили собрание об отмене празднования Пасхи.
В 1925 году Генриха Матвеевича Манизера не стало.
В 1941 году Александра Эдуардовна эвакуировалась из Ленинграда в Новосибирск вместе с семьей сына Марка. Она написала книгу воспоминаний «Чем юность богата. Повесть из последних лет прошлого века», посвятив её ученикам мужа и коллегам-преподавателям училища А.Л. Штиглица.
Умерла Александра Эдуардовна Манизер в 1945 году в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Ее могила не сохранилась.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?