🎭Дети-артисты
Если в наше время некоторые родители в попытке устроить творческое будущее ребенка стремятся отправить чадо в балетные школы типа Тодес (хотя может я отстала от жизни), то 120 лет назад дитя могло прославиться на сцене, попав в балетную труппу Ильи Алексеевича Чистякова.
В 1901 году бывший статист одного из театров создал первую в России хореографическую студию для детей-сирот, позже начав принимать туда и детей, ничем не обделенных. Несмотря на то, что сам он не умел танцевать, пишут, что он обладал невероятной фантазией и даром постановщика. Попасть в труппу Чистякова было очень трудно, он «показывал ряд сложных па, которые надо было сразу повторить…Раз не схватываешь сразу — значит, тупица!». В постановке антрепренеру помогали солисты императорских театров. Постоянно с Чистяковым работали около сорока детей. Труппа жила на полном самообеспечении, выступая на различных площадках по всей стране и обширно гастролируя. Всем юным артистам платили жалование.
Чистяков всегда уделял внимание визуальной стороне выступлений. Так, его артисты могли танцевать вместе с живыми лебедями или голубями. «Каждая девочка заранее приручала своего голубя: кормила его, гуляла с ним и вообще ухаживала за ним. И чем больше было любви к своим подопечным, тем лучше был результат работы». В мемуарах советской актрисы Ольги Грековой-Дашковской, которая сама в детстве попала в эту труппу, есть такие воспоминания о спектаклях Чистякова: «Ставилась сказка «Золотая рыбка». Помню, поднялся занавес, и я увидела берег синего моря. Старик рыбак тянул невод. Старика играла девочка, так как в труппе Чистякова мальчиков не было. И вот в глубине сцены из воды появилась вытащенная неводом на берег Золотая рыбка. Когда она, сверкая чешуей, появилась на сцене, дети, и я в том числе, замерли от восторга. «Здравствуй, Солнце!» — сказала рыбка, улыбаясь, и все на сцене засияло, как будто во все стороны брызнули солнечные лучи. Золотую рыбку играла молоденькая балерина Любочка Бахвалова. Лучезарнее, милее и женственнее улыбки я никогда не видела на сцене. Возможно, что это было мое первое детское впечатление».
В 1917 году Чистяков покинул Петербург и переехал в Киев. Как сложилась судьба его дореволюционного детского проекта я узнать не смогла. В советское время он был балетмейстером Киевского театра оперы и балета, создал в там первую и единственную до 1934 частную хореографическую студию, где учились известные впоследствии украинские артисты балета. Пишут, что практически вся балетная труппа Киевского театра оперы и балета предвоенных лет были учениками Чистякова. Умер антрепренер в 1944 году.