Деревянные двери Алатыря.
Про объекты в Алатыре я уже делал пару публикаций.
Вообще, малые города (те, что до 30-40 тысяч населения), максимально отдаленные от центра — моя страсть. Именно там, вдали от столичных тенденций, модерн переживал удивительные, ни с чем не сравнимые трансформации, обусловленные местными культурными особенностями и определенным информационным вакуумом. И если тот или иной малый город сумел уберечь свои модерновые строения, и уж тем более интерьеры, то гуляя по его улицам сегодня мы имеем прекрасную возможность прикоснуться и запечатлеть для себя этот кайф. Ну, так о чем я 🙂
Я снова в Алатыре. Исторический центр этого уездного городка сумел частично сохранить в себе деревянную застройку рубежа XIX—XX веков. В основном это небольшие типовые пятистенки, разбросанные по центральным улицам. Крыльца этих домов щедро украшены пестрыми входными группами со штульпованными филенчатыми дверьми. И у этих дверей есть одна интересная особенность. Точнее сказать — тенденция, которой следовали артели, производящие их.
Из тех дверей, что удалось мне отснять, процентов 80 имели декоративный объем, размещенный на царгах (горизонтальная поперечина между нижней и верхней филенкой). Декор этот вне зависимости от форм и содержания имел трапециевидную форму в разрезе, то есть объем увеличивал свою толщину к низу. В основном этот объем был типовым, можно сказать шаблонным, и представлял собой три полукруга, центральный из которых был доминантным по размеру. Хотя встречались двери, в которых царга украшалась совершенно другим, более сложным объемом (фото 5), но так же имевшим трапециевидную форму в разрезе. Что в свою очередь говорит о полноценной архитектурной тенденции, а не о слепом копировании одного типового решения. Одновременно с этим заполнение филенок дверей совершенно разное: от классических фигарейных профилей, до сложных геометрических пропильных композиций. На последней фотографии показана дверь в ракурсе с небольшим поворотом, на котором хорошо виден трапециевидный профиль декора в царге. Обратите внимание, что сам объем в царге отличается от большинства дверей: в нем и упрощенные гутты по бокам, и карнизная планка с дентлами, и плоскорезной декор, однако композиция и характер объема во многом родствененны большинству других дверей.
В целом весь дверной пласт алатырьской деревянной застройки — чистокровный модерн с его геометрической и упрощенной логикой формирования композиций заполнения объемов дверей. Артели, изготавливавшие эти двери, явно были знакомы со столичным модерном, все-таки архитектурные каталоги выпускались в то время регулярно, однако привнесли в него свою прекрасную местную колоритную особенность.