ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ВЯТСКОМ КРАЕ В XIX в.
Изучение народной культуры — вот тот источник, который может дать ценную пищу для размышлений о ходе колонизации Вятского края. Редкое обилие на Вятке народных празднеств, порой очень своеобразных, обещает дать в этом отношении богатые результаты. Правда, что многие местные праздники восходят к очень глубокой общерусской (дохристианской еще) старине и не способны поэтому что-либо поведать о происхождении первых поколений вятчан. Таков, например, самобытнейший обряд вятской троецыплятницы, празднование на водах Параскевы Пятницы, исчезающая коляда и пр. Но есть и другие праздники, сохранивших память колонистов о покинутой ими родине.
… В настоящей заметке мы остановимся лишь на одном из них, — празднике «Всех святых», отмечаемом в уездном городе Котельниче. Вот что сообщал о нем полвека назад тамошний учитель. «Котельнические матери отпускают своих дочерей в церковь только под собственным присмотром и в самые известные и многолюдные праздники в году: Николин день, Рождество, Пасху, Троицу, день Всех Святых (в заговенье перед Петровым постом) и приезд (в начале сентября по случаю приноса почитаемых икон из Вятки). По причине столь редкого бывания в храме затворницы ждут этих праздников с особенным желанием, особенно Троицына дня и Всех Святых. А поскольку Все Святые есть престольный праздник кладбищенской церкви в Котельниче, то многие горожане накануне приходят туда к всенощной, а в самый праздник к обедне, и если бывает хорошая погода, то заботливые матушки берут с собой и своих дочек, которых наряжают с намерением показать женихам. Последних же туда является в это время много. Нередко случается, что в этот день кто-либо из женихов выбирает себе приглянувшуюся девицу, вследствие чего между семействами затеваются сватовство и свадьба».
«Вечером того же дня между девушками составляются хороводы и игры, причем в большем виде, чем на Троицу. Главным местом для этого бывает деревня Шильниковская, находящаяся на северо-восточном конце города (?), куда городские девицы сходятся, впрочем, не иначе, как по приглашению какого-либо семейства из той деревни.
Так, в праздник Всех Святых в Котельниче происходит выставка невест: во-первых, в кладбищенской церкви и, во-вторых, во время игр в Шильникове».
Подобный смотр невест не представляет собой чего-то уникального. То же происходило и происходит и в других городах Великороссии. Так, например, в 1840 г. брауншвейгский профессор Блазиус записал в Великом Устюге: «Девушки, имеющие выйти замуж, ежегодно в определенное время приезжают в город на выставку невест. Со своим приданным они приплывает из разных мест уезда по Югу и Сухоне и останавливаются на площади. Женихи приходят сюда и выбирают себе по богатству и вкусу невест, которых раньше никогда не видели».
… Возникновение рассматриваемого обычая относится к глубокой старине. Но нас в данном случае интересует не столько сам обычай, сколько срок, к которому он приурочен на Вятке.
В Котельниче существует еще один праздник с тем же названием «Все святые». Отмечается он в первое воскресенье после Петрова дня, когда устраивают крестный ход с иконами из четырех ближайших к городу сел (Гостева, Юрьева, Екатерининского и Молотникова); приносят иконы в Котельнич в субботу, а уносят во вторник. В воскресенье же с ними совершают обход вокруг города. По преданию, празднование отмечает избавление от бывшего некогда падежа скота. Особенностью его является также приход в город страдовок (жниц). Они собираются сюда из ближайших деревень с узелками под мышкой и выстраиваются около собора на рынке.
Если первый из описанных котельнических праздников церковно-календарный, то второго в святцах нет. Тем не менее, оба имеют между собой много общего; во-первых, одно и то же имя, «Все Святые». Во-вторых, выставка работниц в последнем весьма напоминает выставку невест в первом.
… На наш взгляд, перед нами в данном случае один и тот же праздник, даты празднования которого со временем «разошлись» по причинам житейского свойства. Срок перед Петровым постом – первоначальный, как в месяцеслове, имел одно неудобство: торжок, сопровождавший почти каждый народный праздник в России, уместней был после Петрова дня перед началом летней страды (для которой и нанимают «страдовок») и это могло способствовать переносу праздника. Равным образом «выставка» жниц — крестьянок как бы повторяла выставку городских невест в первом случае.
Прототипом описанного нами праздника в Котельниче (если только согласиться, что первоначальный его срок – воскресенье перед петровым постом), скорее всего, является новгородский праздник в честь преподобного Варлаамия основателя Хутынского монастыря. Этот последний бывает ежегодно в первую пятницу Петрова поста, ознаменовывается большим крестным ходом из всех городских церквей в Хутынский монастырь, смотром невест и ярмаркой. «Выбор невест» в других уездах Новгородской губернии тем временем происходит в иные сроки.
Источник:
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913 гг. М.: 1994.
Уборка сена в окрестностях г. Вятки. Начало XX в.