ДЕНЬ ПАМЯТИ
Архимандрита Константина (Зайцева) ― выдающегося православного богослова и философа (28 марта 1887, Санкт-Петербург — 26 ноября 1975, Джорданвилл, штат Нью-Йорк, США)
——
Падение Русского Царства было воспринято им как «катастрофа, внезапная и оглушительная»: «И кончилась на этом Россия. Покинула ее благодать Божия: за легкомысленно-суетливым… “февралем” пришел, как Немезида, зловеще-кровавый… “октябрь” ― и задавил Россию».
С 1949 года вся его жизнь связана с Лаврой Русского Зарубежья ― Свято-Троицким мужским монастырем (Джорданвилль. США), ― где в конце 1949 года он был пострижен в монашество с именем Константин, в честь Константина Философа, учителя Словенского, а в 1954 году возведен в сан архимандрита.
Путь о. Константина посвящен научной, преподавательской и издательской деятельности на благо Церкви и России, являя собой «подвиг русскости в Зарубежье и пример твердого стояния на страже Православной Церкви».
***
«Что такое — Историческая Россия? Это не просто государство. Это и не особый исторический миp. Это национально-государственное образование, которое было промыслительно взращено для того, чтобы на его плечи могло быть возложено ответственейшее послушание: стать Третьим Римом — и которое и стало им, в образе Московского царства, принявшего наследие Византии. Что может значить понятие консерватизма применительно к такому национально-государственному образованию? <…> Это — соблюдение верности своему призванию Третьего Рима. <…> Совсем, конечно, не обязательно, чтобы именно под этим лозунгом творился этот «консерватизм». Но именно он должен определять все поведение, и семьи, и общества, и государства… Церковь не мыслится отдельно от государства, которое не мыслится, в свою очередь, раздельно от царя, находящегося в таинственно-благодатной неотрывности от Церкви — и весь народ в целом обнимается началом служения Вере … и всего Российского Целого, милостью Божией превращенного в Православное царство, хранящее веру во вселенной до Второго Пришествия Христова. Вот что такое Историческая Россия <…>.
В высокой степени знаменательно то, что, поскольку, в процессе европеизации, выветривалась все больше историческая заданность России церковно-православная, все больше она получала признание с высоты Престола и все отчетливее стали обозначаться черты Православного царя в Русских Государях. Тем самым как бы два фронта стали, по началу едва заметным пунктиром, обозначаться в недрах Российской империи, один по линии исторической преемственности, в составе царя, «официальной Церкви», в себя включавшей и монашество, и простого народа, и другой в составе разветвляющегося… массива русских европейцев, тоже возглавляемого царем. <…На лоскутки разбирается риза Исторической России, в многовековой страде сотканная в своей неделимой цельности... Правда, приводится она к единству — но по какому признаку? Под каким знаком? Великой России. Она вбирает в себя все наследие Православного царства, всему давая свое место. Казалось бы, все многообразие и старых и новых идеалов находит себе пристанище в ее широком лоне. Но сохранилось ли достойное место, подобное былому, для Святой Pycи. Есть она. Святая Русь, цветет. На подъеме она — быть может, высшего расцвета достигает Русское Православие именно в эпоху императорской России…»Архимандрит Константин (Зайцев)
#русская_эмиграция@grm_spb