Сегодня русская православная церковь отмечает день апостола Матфея, а славяне – матвеев день❤️
Изображение святого апостола можно найти практически в каждой православной церкви – ликами евангелистов украшают царские врата в знак того, что через приобщение к Евангелию верующему открываются двери к спасению.
В католической и старообрядческой традиции образы евангелистов могут быть заменены образом тетраморфа. О тетраморфе мы знаем как из ветхого завета (видение пророка иезекииля: подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх), так и из нового (откровение иоанна богослова: и первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему). В никонианской традиции заменять евангелистов на животных запрещено указом святейшего синода от 1722 года, но нередко на никонианских фресках и царских вратах можно увидеть животных, стоящих за спинами евангелистов – изображать их вместе с человеческими воплощениями можно.
Интересно также, как в разных традициях евангелисты по-разному соотносятся с животными. у католиков и никониан принято считать, что Матфей – человек/ангел, Марк – лев, Лука – бык/вол, Иоанн – орел. у старообрядцев Марк и Иоанн меняются местами и изображаются как орел и лев соответственно.
Использованные иконы:
• левая створа царских врат, архангел Гавриил (из Благовещения), евангелисты Матфей и Марк, вторая половина XV века. Из коллекции Третьяковской галереи,
• правая створа царских врат, Богоматерь (из Благовещения), евангелисты Иоанн и Лука, вторая половина XV века. Из коллекции Третьяковской галереи,
• икона Богородицы Неопалимая Купина, конец XVI века. Из Соловецкого монастыря,
• тетраморф, псалтырь с заупокойным оффицием, 1265 г. Мюнхен.